Как снимался сериал «Троцкий»
Ирсон Кудикова стала телеведущей
Как снимался сериал «Дом фарфора»
Стана Катик борется с амнезией
Светлана Ходченкова в роли Василисы Кожиной. Фото: материалы пресс-служб.

Светлана Ходченкова: «Для меня роль Василисы — вызов, и я его приняла»

Фильм о «русской Жанне д’Арк» — крестьянке Василисе Кожиной, ставшей народной героиней Отечественной войны 1812 года — преобразовали в мини-сериал.

Валентина Пескова
23 июня 2015 16:33
2312
0

Фильм о «русской Жанне д’Арк» — крестьянке Василисе Кожиной, ставшей народной героиней Отечественной войны 1812 года — был преобразован в мини-сериал.

По словам режиссера, приступая к работе над фильмом, для него было важно все, вплоть до мельчайших подробностей. Импровизация в исторической драме неуместна, поэтому создателям картины пришлось немало потрудиться, чтобы в точности передать детали эпохи начала XIX века. Для достоверного изображения крестьянского быта была построена деревня на десять дворов, включая кузницу, часовню и даже мост. На замену соломе, которой были покрыты избы в деревнях того времени, нашелся камыш. Его специально собрали и сделали порядка трех тысяч снопов. Художники-декораторы по крупицам собирали аутентичные кадки, горшки и другую крестьянскую утварь. «В такой работе любая мелочь на заднем плане имеет значение, — говорит Антон Сиверс. — Например, идет крестьянка, и нужно четко представлять, как она идет, что и как несет. Если коромысло — то какое, если ведра — то какие. И оказывается, в платке обязательно должна быть!» По заказу художника по костюмам Аси Беловой известный мастер из Ельца изготовил сто пар лаптей, которые многие артисты пожелали оставить себе на память после съемок. А для того, чтобы изображение на экране было максимально реалистичным, было решено снимать без использования электрического освещения. Его заменила тысяча свечей с тремя фитилями, изготовленная на свечном заводе Санкт-Петербурга.

«Для меня эта роль — определенный вызов, и я его приняла, — рассказывает исполнительница роли Василисы Светлана Ходченкова. — Раньше все мои героини были хрупкими и ранимыми. Теперь у меня началась новая история в кино — я стала играть сильных, смелых, отчаянных, безжалостных к врагу женщин. В фильме есть очень сильная сцена, когда Василиса бежит через поле ржи к людям, которые обсуждают — выдавать или нет своих односельчан французам. Героиня врывается в этот разговор со словами: „Вы что, забыли, мы же одной семьей жили? Сколько хорошего они сделали для каждого! Эх, вы!“ В этих словах выражается вся любовь и боль хрупкой женщины, ее страдания за свой народ. В моей героине есть стержень, который порой не всегда найдется у мужчин».

В одной из сцен Светлане Ходченковой пришлось впервые работать с холодным оружием — махать тяжелыми саблями. Фото: материалы пресс-служб.
В одной из сцен Светлане Ходченковой пришлось впервые работать с холодным оружием — махать тяжелыми саблями. Фото: материалы пресс-служб.

На роль обаятельного злодея, французского офицера Блие, был утвержден актер Жером Кузан, которого выбрали из более чем двадцати претендентов. «Режиссер специально прилетал в Париж на кастинг, — говорит Жером. — Прочитав сценарий, я был очарован этой историей. Это такая „русская Жанна д’Арк“. Впервые работал в России, и для меня память о съемках в этом фильме связана только с положительными эмоциями. А чтобы в будущем общаться с российскими режиссерами без переводчика, я начал потихоньку изучать язык. У меня есть планы сделать здесь карьеру».

Батальные сцены, которых в картине превеликое множество, частично снимались с помощью дублеров, но в основном актеры старались все делать сами. «В „Василисе“ мне приходилось впервые махать тяжеленными саблями. Это было непросто, но работа меня увлекала», — делится Ходченкова. А вот у актера Дмитрия Соломыкина, сыгравшего роль Ивана Рязанова, опыт общения с холодным оружием уже был. «Еще в детстве я занимался спортивной стрельбой из лука, а когда стал постарше — спортивным фехтованием, — вспоминает Дмитрий. — Тяжело пришлось, когда в 30-градусную жару на мне был плотный шерстяной доломан, под ним — льняная рубаха, самовяз на шее, а сверху — ментик (меховая накидка. — Ред.). Да еще сабля в ножнах, которая весит несколько килограммов, кивер сорок сантиметров в высоту, шерстяные штаны и сапоги… Я даже похудел во время съемок!» Ходченкова могла бы легко «сделать» своего партнера в вопросах верховой езды, поскольку давно увлекается конным спортом. Но по сценарию такая возможность для нее не была предусмотрена — ее героиня проводит очень мало времени в седле. «Конечно, я бы показала класс, — смеется Светлана. — Но больше всего в кадре на лошадях скачут мои мужчины — Рязанов и Блие».

Для достоверного изображения крестьянского быта XIX века была построена деревня на десять дворов, художники-декораторы по крупицам собирали подлинную утварь того времени, а мастер из Ельца изготовил более ста пар лаптей, которые многие артисты взяли себе
Для достоверного изображения крестьянского быта XIX века была построена деревня на десять дворов, художники-декораторы по крупицам собирали подлинную утварь того времени, а мастер из Ельца изготовил более ста пар лаптей, которые многие артисты взяли себе

С особой тщательностью отбирались исторические объекты для натуры. «Помню, проходили съемки зимнего блока в Царском Селе, — делится исполнительный продюсер Михаил Вавилов. — Там мы воссоздавали сцену бесславного отступления французской армии из Москвы по Смоленскому тракту. Случайные свидетели этой картины буквально останавливались и начинали креститься — настолько реально выглядело происходящее: тысячи морально сломленных, окоченевших, замотанных в тряпье и изможденных от голода французских солдат устало бредут по дороге, а на ее обочине валяются брошенные обозы с награбленным добром, которые некому везти — все лошади съедены этими обезумевшими вояками».

Кстати…

Василиса Кожина была женой старосты хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии. В 1812 году занявшие хутор французы убили мужа Василисы прямо на ее глазах. После этого женщина организовала партизанский отряд. Вооруженные вилами и топорами, партизаны нападали на обозы и отставшие наполеоновские отряды, а пленных передавали в руки регулярной русской армии. За этот подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия. В 2012 году ЦБ РФ выпустил 2-рублевую монету, на которой была изображена эта вошедшая в историю женщина.
[auth=1692]