Интервью

Кирилл Кузнецов: «Я никому и словом не обмолвился о посещении военкомата»

Звезда сериала «Елизавета» — об амплуа «благородного красавца», прерванной учебе во ВГИКе и «жестокой» любви

21 сентября 2022 12:18
39913
0
Кирилл Кузнецов
Кирилл Кузнецов
Фото: Анна Цветкова

Привлекательный мужчина, еще и умный, — приятно вдвойне. Эти качества обещают Кириллу Кузнецову успешную карьеру в кино. Впрочем, он не мечтал стать актером. Выбор профессии произошел интуитивно, как и многое в его жизни. Подробности — в интервью журнала «Атмосфера».

— Кирилл, вы родились в Казахстане, в Кустанае, — очень колоритное место. Какие воспоминания остались о том периоде?

— Воспоминания самые прекрасные. Я прожил в Кустанае до тринадцати лет, это моя родина, там мои родные. В Питер мы переехали вдвоем с мамой. Все мое детство (лето уж точно) прошло во дворе у бабушки, у нее свой дом. У меня было много друзей, сложилась веселая компания, нас было не загнать домой. Климат Казахстана позволяет много времени проводить на воздухе, лето — это жара, солнце, отсутствие дождей; если они и есть, то краткосрочные, освежающие. Если мысленно представить некую картинку — это жаркое солнце, степь; и хотя жили мы достаточно скромно, детство мое было очень счастливым. Бегали по улицам, играли в войну, казаков-разбойников, футбол. Мы были фанатами местной команды «Тобол». К сожалению, не со всеми ребятами сохранилась связь, многие разъехались, но костяк остался. С удовольствием встречаюсь с ними, когда приезжаю в Кустанай.

— Я читала, что ваши родные приехали туда покорять целину. Это же целая эпопея. Что-то рассказывали об этом?

— Конечно. И в уже более зрелом возрасте я сам активно интересовался историей, чтобы понимать, откуда мои корни. Бабушку по маминой линии прислали из Винницы поднимать целину. А дедушка по папиной линии сначала поехал в Киргизию, потом в Таджикистан, Узбекистан и в итоге остановился в Казахстане. Там уже родились мои родители. То время они вспоминали с воодушевлением. Они были молоды, азартны, счастливы. Не говорили о тяготах, а рассказывали какие-то забавные и романтичные истории, которые с ними происходили. Это всегда было с улыбкой и с огоньком в глазах.

— У вас, видимо, было демократичное воспитание?

— Не то что демократичное, больше — я был единственным ребенком в семье и был залюблен своими родными. Родители довольно рано разошлись, но для меня это не стало ударом, травмой. Меня обожали и мама, и папа. И уже тогда, в детском возрасте, я понял, что лучше пусть люди будут жить врозь, чем портить друг другу нервы, находясь под одной крышей. Когда в 2004 году мы уезжали с мамой в Санкт-Петербург, нас провожал весь наш семейный табор. Я ощущал грусть, но она была светлой. Я оптимистично смотрел в будущее и был готов к новым впечатлениям.

Родители достаточно рано разошлись, но для меня это не стало ударом, травмой. Меня обожали и папа, и мама
"Родители достаточно рано разошлись, но для меня это не стало ударом, травмой. Меня обожали и папа, и мама"
Фото: Анна Цветкова

— Вы что-то знали про Питер? Это же такой контраст: палящая степь Кустаная и город дождей и туманов.

— Безусловно, я знал этот факт. К тому же мы ездили с мамой в 2000 году и в Москву, и в Питер. Я понимал, что они и моя родина — это два совершенно разных мира. Санкт-Петербург — огромный мегаполис, с совершенно другим ритмом жизни. Но в тот момент меня это не заботило, я воспринимал переезд как некое приключение, авантюру. Ждал этого с нетерпением. В Питере жила мамина давняя подруга, еще со школы. Она переехала туда раньше. На тот момент у нее уже была семья, двое детей, так что меня встретили новые друзья. У нас был хороший, крепкий тыл, они помогли нам освоиться и обжиться в городе.

— Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Как на вас повлиял этот город?

— Хочется верить, что это на самом деле так и Санкт-Петербург до сих пор является культурной столицей. (Улыбается.) Он так или иначе сформировал меня. Там я познакомился с театром. В Кустанае есть театр, но туда мы ходили пару раз на какие-то детские постановки. Я познакомился с оперой, балетом, окончил художественную школу. Когда я учился в театральной академии, наш курс целый год занимался в Эрмитаже и Русском музее, нам рассказывали про живопись, скульптуру, искусство в целом. Разумеется, это внесло вклад в мой культурный багаж.

— А интерес к театру, опере — это заслуга мамы, наверное?

— Конечно, если бы не она, я бы, наверное, целыми днями играл в футбол и гулял с друзьями, потому что их сразу появилось очень много. Мы до сих пор общаемся, дружим. К искусству меня приобщала мама. Помню первый наш поход в оперу на постановку «Борис Годунов» в Эрмитажном театре. В принципе опера — достаточно сложный вид искусства, его надо уметь почувствовать, даже сейчас люди моего возраста не все его воспринимают, а я был тогда подростком. Еще и произведение такое глубокое. Могу сказать, что понял я тогда не все (улыбается), но эмоции запомнились. Но мое решение поступать в театральный вуз было совсем не от мамы. До сих пор я не могу ответить на вопрос, как так получилось.

— Вас же прочили в инженеры, точные науки вам хорошо давались.

— Да, я был технарем, обожал математику, программирование, черчение. Но вот откуда-то пришло это желание — стать актером.

— Кто-то из знакомых вас натолкнул на эту мысль?

— Бабушка как-то спросила, не хочу ли я попробовать поступить в театральный… Но не уверен, была ли эта ее фраза отправной точкой или что-то другое.

— И вы поступили легко, с первого раза?

— Нет, не легко и не с первого. Это отдельная история. Я со второго раза поступил во ВГИК, но потом перепоступил в Питере в театральную академию к Григорию Михайловичу Козлову.

— Не было сомнений, правильный ли путь выбрали?

— Постоянно. Все те пертурбации, что происходили со мной с 2008 года по 2012 год, — это сплошная рулетка, в которую я играл. Сейчас вспоминаю об этом с улыбкой и даже горжусь своими поступками. Но в тот момент были огромные сомнения в том, то ли я делаю, туда ли я двигаюсь. Я же еще и в армии успел отслужить. Поступил на курс к Козлову, а через три месяца пришла повестка. Я никому и словом не обмолвился о посещении военкомата и, уже стоя на перроне, позвонил однокурснице: «Мария, предай всем, что я отбываю в армию». Она: «Кирилл, у нас же сейчас мастерство, что ты несешь?!» (Улыбается.) Спасибо Григорию Михайловичу за то, что принял меня потом обратно на курс.

Детство Кирилла Кузнецова прошло в Кустанае, в Казахстане. Много лет назад его родные приехали туда покорять целинные земли
Детство Кирилла Кузнецова прошло в Кустанае, в Казахстане. Много лет назад его родные приехали туда покорять целинные земли
Фото: Анна Цветкова

— И какой же показалась армия домашнему мальчику?

— Я не был домашним мальчиком, меня воспитывал двор. Я как рыба в воде чувствовал себя на армейской службе. Даже в какой-то момент задумался, а не остаться ли дальше служить. Мне все очень понравилось: и ребята были дружные, и командование адекватное. Мы до сих пор общаемся с сослуживцами, когда они приезжают в Питер. Так что, возвращаясь к вопросу о том, испытывал ли я сомнения в своем выборе: да. Да и сейчас иногда мысли возникают: мое ли это дело, в той ли я профессии?

— Некоторые ваши коллеги воспринимают ее как служение искусству, другие говорят, что это просто способ заработка. А вы?

— Думаю, истина где-то посредине. Это действительно профессия, мы получаем за свой труд деньги, содержим семью, родных. Но при этом берем на себя ответственность рассказывать людям о каких-то важных вещах. Потому что, если ты будешь рассматривать актерскую профессию только с точки зрения зарабатывания денег, можно смело уходить в бизнес — заработаешь намного больше. Любая творческая профессия подразумевает подключение; скажу проще: наша задача — передать жизнь духа в художественно-выразительной форме. Когда на горизонте только деньги, ты, наверное, не совсем честен с собой и зрителем.

— Есть в вашей творческой биографии проекты, за которые стыдно?

— Нет. Безусловно, что-то получилось, что-то нет. Но я люблю свою работу, и, будь это полный метр, сериал с большим бюджетом или с малым, я всегда стараюсь выложиться по максимуму. Кино — это огромный труд не только мой, но и большого количества людей. И так или иначе я получаю опыт. Иногда это отрицательный опыт, но его тоже нужно иметь.

— Театр вас все так же радует?

— Да, я служу в театре «Мастерская» Григория Михайловича Козлова. У меня три спектакля: «Братья Карамазовы», «Тихий Дон» и «Дни Турбиных»; все играю с большим удовольствием, это живое общение со зрителем. Люблю сам ходить в театр. У меня получается отключаться от профессиональных моментов и наслаждаться действием. Я благодарный зритель, редко когда спектакль мне не нравится. Как правило, это какие-то вкусовые моменты режиссуры, когда начинают перегибать с натурализмом либо политизировать чрезмерно.

— Кто из московских режиссеров вам нравится?

— Я не так хорошо знаком с театральной Москвой, открыт для любых предложений. И мне все-таки кажется, главное — это желание сделать что-то искренне, честно, а имя режиссера — это уже по поводу.

— В Интернете встретилось определение: «у Кирилла Кузнецова амплуа благородного красавца». Как к этому относитесь?

— Спокойно. В нашей профессии есть типажи и амплуа. В моей фильмографии не только роли благородных красавцев, но и отрицательных персонажей, негодяев. На красавца интересно смотреть первые две минуты, потом надо брать чем-то другим, иначе бы в кино снимались только модели. Но, буду честен, мне это приятно и льстит, что зритель ассоциирует меня с добротой и благородством.

Я никому словом не обмолвился о посещении военкомата. И уже стоя на перроне, позвонил однокурснице, сообщил, что отбываю в армию
"Я никому словом не обмолвился о посещении военкомата. И уже стоя на перроне, позвонил однокурснице, сообщил, что отбываю в армию"
Фото: Анна Цветкова

— У вас много исторических фильмов: «Зорге», «Союз спасения», новый сериал «Елизавета». Насколько вам интересно перевоплощение в другой эпохе?

— Очень интересно. Это всегда другие костюмы, другой текст у героя, поведение. В каждом из проектов, которые вы назвали, было удовольствие работать. Это позволяет вырваться за рамки времени, почувствовать, как тогда люди жили, общались, на чем ездили, что носили, какие у них были нравы.

— Ваш герой в сериале «Елизавета» отличается от современных мужчин?

— Думаю, да, моральный кодекс тогда был немного другой. Но чувства, которые люди испытывали триста лет назад и сейчас, особо не изменились. Наши эмоции, страсти, слабости — они все те же. Изначально в сценарии мой герой был прописан негодяем, мне же хотелось рассказать его историю немного иначе. Именно из-за любви он совершает неблаговидные поступки. Любовь не только самое прекрасное, что может случиться в жизни, она порой жестока, несправедлива, бывает ослепляющей. Сейчас кто-то скажет, что это не любовь, а страсть, но покажите мне человека, который сумеет четко разделить, где что. Поступки моего героя продиктованы его искренним чувством к Елизавете. Такую задачу я себе ставил; насколько получилось — судить зрителю.

— Костюм накладывает отпечаток на манеру поведения?

— Безусловно, начиная от осанки, от того, как воротник держит голову. В начале проекта в перерывах между съемками я стараюсь немного «пожить» в костюме, «присвоить» его себе, чтобы это не выглядело карикатурно и я не был в нем как манекен.

— Были какие-то специфические вещи, которые вам пришлось делать на съемках? Может, вы научились фехтовать или скакать на лошади?

— Специально для проекта «Елизавета» я сел в седло. У нас были сцены с лошадьми, сцены погонь. До этого я не ездил верхом и не могу сказать, что теперь мастер верховой езды, но все-таки какое-то представление благодаря нескольким занятиям появилось.

— Страха не испытывали?

— Ну что вы, страх был! Под тобой живой организм, что-то большое, тяжелое и очень сильное. В первый раз, когда я на манеже сел в седло, сверху упал снег, и конь резко пошел в галоп. Я интуитивно его остановил, за что получил похвалу инструктора и предупреждение, что надо всегда быть начеку: лошадь может вести себя непредсказуемо. Разумеется, в сложных сценах были заняты дублеры, но везде, где крупный или средний план, — актеры.

— В целом о работе какие впечатления?

— Я счастлив, что у меня был этот проект. Хорошая роль, сильный сценарий, прекрасные партнеры. Я благодарен судьбе, что познакомился и поработал с режиссером Дмитрием Владимировичем Иосифовым, он профессионал высшей категории. Тебе кажется, что ты уже все сделал, а он открывает совершенно новые грани этой роли. Про некоторые сцены я даже не думал, что их можно так тонко и глубоко разобрать. Сейчас я снимаюсь в другом его фильме — «Любовь Советского Союза», играю летчика. Это история про поколение тридцатых годов, молодых, сильных, красивых людей, которые смело смотрели в будущее, не подозревая о том, что их ждет совсем скоро. Уровень принимаемых ими решений был намного выше, чем, скажем, у поколения моего.

— Кстати, возвращаясь к «Елизавете», слоган фильма «трон или любовь». В вашей жизни были ситуации, когда вы стояли перед выбором — карьера или личные отношения?

— Нет, не было.

Кириллу хорошо давались точные науки, ему прочили карьеру инженера, но неожиданно он выбрал театральный вуз
Кириллу хорошо давались точные науки, ему прочили карьеру инженера, но неожиданно он выбрал театральный вуз
Фото: Анна Цветкова

— Мы не так давно делали интервью с Аленой Коломиной, вашей бывшей девушкой, и она рассказывала, что отношения не сложились из-за того, что вы жили и работали в разных городах.

— Я думаю, если быть до конца честным с самим собой (а это всегда сложно), причина не в расстояниях и не в разных городах. Всегда можно договориться. Безусловно, расстояние — это испытание. Съемки, плотные графики, командировки… Это скорее катализатор, нежели причина. Хочу отметить, что работоспособности и целеустремленности у Алены многие могут поучиться. Она не только талантливая актриса, но заботливая и любящая мама. То, как она умеет решать проблемы и задачи, с которыми сталкивается, вызывает уважение, восхищение. Но, возвращаясь к вашему вопросу, отвечу: все счастливые пары счастливы одинаково, все несчастные — несчастны по-своему.

— Толстой про семьи это говорил. А вы себя ощутили немного в семье? Она же и с детьми вас познакомила.

— Да, ощутил. И благодарен за это. У Алены прекрасная, дружная семья. Замечательные родители: добрые, чуткие и внимательные, всегда придут на помощь, если надо. А учитывая специфику актерской профессии, это крайне важно. И, конечно же, я знаком с ее детьми. Они чудесные: красивые и очень любознательные.

— Вы по натуре не одиночка?

— Смотря что в это вкладывать. Я пока не женат. Когда женюсь, посмотрим.

— А когда это будет, по ощущениям?

— Кто ж это может знать? (Улыбается.)

— А на свидания ходите?

— Хожу, когда не работаю. (Улыбается.)

— Что касается девушек, вам комфортнее с теми, кто занят в вашей сфере?

— Нет, это совершенно не имеет значения, кто чем занимается. Актриса или не актриса — неважно. Главное, какой человек. Девушка из моей сферы понимает специфику моей работы, но при этом ничего не мешает человеку, далекому от этой профессии, понять и принять, если есть желание. И воспринимать тебя не как героя с экрана, а как обычного парня, с такими же проблемами, заботами, волнениями и страхами.

— Вам случается играть в обычной жизни?

— Это любимая просьба моих друзей, когда мы собираемся вместе: изобрази что-нибудь или кого-нибудь. Они люди из других профессий, поэтому понимание актерского ремесла у них несколько иное. Я всегда отшучиваюсь: это все равно что сантехник, приходя на ужин в ресторан, будет бежать в туалет и приниматься там что-то чинить. Так что нет, в обычной жизни я не играю. Можно, конечно, подурачиться, но это будет больше относиться к юмору, нежели к профессии актера.

Любовь – не только самое прекрасное, что может случиться в жизни человека. Она порой жестока, несправедлива, бывает ослепляющей
"Любовь – не только самое прекрасное, что может случиться в жизни человека. Она порой жестока, несправедлива, бывает ослепляющей"
Фото: Анна Цветкова

— Как вы относитесь к вниманию к своей персоне?

— Я человек общительный, у нас большая и дружная компания друзей еще со школы. При этом мне совершенно не в тягость побыть одному. А если говорить о зрительском внимании, то для меня это очень важно. Сам себе со своим искусством я даром не нужен. Все, что я делаю, что мы делаем, — для зрителя. Сделать его соучастником происходящего, заставить думать, сочувствовать, сопереживать, смеяться, любить и ненавидеть — вот цель. Поэтому всегда с благодарностью читаю отзывы, рецензии и комментарии людей, как положительные, так и критические.

— Есть ли у вас актерские страхи? Например, даже в том, что касается внешности: молодость проходит, как и красота.

— Наверное, нет. На мой взгляд, с возрастом мужчина становится более интересен — у него меняется взгляд, появляются осознанность и глубина.

— Вы легко перемахнули тридцатилетний рубеж?

— У меня был период, полгода до этого и полгода после, когда меня немного «накрыло» и я начал подводить итоги: что я имею на данный момент, что получилось, а что нет. У меня не было депрессии, но я много размышлял, анализировал свои поступки, события в жизни.

— Видимо, в этих итогах было больше позитивного?

— Да они даже были не то что положительными, но некой базой, на которой я могу что-то строить дальше.

— А у вас есть стратегические замыслы?

— Конечно, у меня есть цели, планы и мечты. (Улыбается.) Но сначала нужно сделать, а потом уже говорить.