Интервью

Алисия Викандер: «Страшнее всего тишина. Невыносимо, когда игнорируют»

Актриса рассказала об «Оскаре», отношениях с Майклом Фассбендером и намерении стать режиссером

16 февраля 2017 14:03
34116
0
Алисия Викандер
Алисия Викандер
Фото: Rex Features/Fotodom.ru

Ровно год назад, в феврале 2016 года, заветную золотую статуэтку, дядюшку «Оскара», за лучшую женскую роль получила не очень известная в Голливуде шведка. По иронии судьбы награда досталась Алисии Викандер за работу в картине «Девушка из Дании». Актриса шутит, что мало кто из американцев различает эти Скандинавские страны. Для небожителей Беверли-Хиллз Алисия стала персонажем странным, иным, непонятым. Почему? Ответы — в нашем интервью с подающей надежды звездой.

— Алисия, здравствуй. Первое, что бросается в глаза при встрече с тобой, — удивительное спокойствие, достоинство, с которым ты держишься со всеми — что с журналистами, что с коллегами. Сказывается «холодная кровь» северян?

— Мне очень сложно себя оценивать со стороны. Я совсем не кажусь себе сдержанной. К слову, и не думаю, что я похожа на коренную шведку. Думаю, налет видимой холодности и неприступности — это следы балетного прошлого.

— О тебе говорят как о самой работоспособной и трудолюбивой актрисе последних лет. Также можно сказать спасибо балету?

— Да, тут однозначное и громкое «Да!». Дело в том, что у станка ты вынужден повторять снова и снова одно и то же — до тех пор пока не выйдет совершенно. Через боль вы пробираетесь к абсолютной красоте, через строгость — к великолепному перфекционизму, к искреннему желанию дать зрителю самое лучшее.

— Ты пришла в балетную школу совсем юной. Это было твоим решением или постарались родители?

— В танце я спасалась от ужасной неуверенности в себе, внутренней тревоги и печали. Но так было не всегда, конечно. В школу меня, четырехлетнюю, привела мама. Она работала в Государственном театре Швеции и, как мне кажется, мечтала дать мне классическое актерское воспитание. Танец, пение, сценическое движение — я об этом. Совсем маленькой я не думала, что мое наивное желание бегать в красивой пачке перерастет во что-то более серьезное. В конце концов балет стал настоящим лекарством от стресса, который я испытывала регулярно вплоть до совершеннолетия. Много и много часов я проводила наедине с собой, в трико, перед зеркалом, откровенно не нравясь самой себе — и тем не менее у станка мне отчего-то становилось легче.

Исполняя Герду Вегенер, Викандер не подозревала, что эта героиня подарит ей мировую славу
Исполняя Герду Вегенер, Викандер не подозревала, что эта героиня подарит ей мировую славу
Кадр из фильма "Девушка из Дании"

— Что за стресс? Откуда негатив в жизни красивой девочки, а впоследствии девушки? Или это секрет?

— Я стараюсь не вдаваться в подробности, но нет, совсем не секрет. В детстве я пережила развод родителей. Для меня это было тяжелым испытанием с самого начала: маленький ребенок не очень понимает, почему рушится его привычный мир, почему надо выбирать между отцом и матерью, почему ты вдруг должна проводить время с каждым по отдельности. Словом, я пребывала в жуткой фрустрации и ступоре, но как человек воспитанный (улыбается) не могла нести все эти переживания в мир. Именно поэтому в какой-то момент накопленный стресс стал выходить через боль и пот — в танец.

— Ты же была подающей надежды танцовщицей. Как вообще вышло, что ты оказалась в кадре?

— Никогда я не воспринимала балет как что-то, что станет моим делом жизни. И это несмотря на то что в свое время училась в Королевском хореографическом училище. Все просто… сложилось, наверное, вот подходящее слово. В четырнадцать лет я получила серьезную травму ноги. А в шестнадцать меня внезапно пригласили в мини-сериал. Тогда я поняла, что это новый уровень моей своеобразной терапии: перед камерой мне как будто легче жить. Я с восторгом пошла стучаться в первую попавшуюся театральную школу, но мне сразу же отказали. Так разбились мои мечты. (Улыбается.) Некоторое время пыталась поступить на актерские курсы, параллельно работая и продавщицей, и цветочницей. Пыталась закрепиться в профессии, снимаясь в странных дебютных короткометражках молодых режиссеров. В конце концов стучаться в закрытые двери мне надоело, я поступила на юридический факультет и практически похоронила свои актерские амбиции.

— И тут…

— Именно, и тут! Прекрасно помню: я работаю в магазине джинсовой одежды, приступаю к учебе, привыкаю к ней. А мне звонят и зовут на роль молодой девушки Катарины в картине «К чему-то прекрасному». Я прочла сценарий и поняла: история про меня. Хотя, говоря откровенно, я взялась бы за эту роль, даже если бы в моей героине не было ничего общего со мной, — так мне хотелось играть.

— О чем эта ваша первая полноценная работа?

— Я играю девушку во власти тревог и печали, единственная отдушина которой — классическая музыка. Конечно, есть и любовная линия, но она по-скандинавски странная (особенно для американского зрителя). Молодая и привлекательная, моя героиня отчаянно влюбляется в старого и грубого мужчину…

Красивая пара – Викандер и Фассбендер расставались на некоторое время, но вскоре вновь сошлись
Красивая пара – Викандер и Фассбендер расставались на некоторое время, но вскоре вновь сошлись
Фото: Rex Features/Fotodom.ru

— Помню, в самой завязке фильма Катарина стирает свои профили в соцсетях… К слову, ты — одна из немногих голливудских актрис, у которых нет аккаунтов ни в одной из крупных сетей.

— О да, в этом мы также очень похожи. Вы хотите спросить у меня, почему я не завела Твиттер, не публикую фотки в Инстаграме? (Улыбается.) Дело не в конфиденциальности или желании скрыть что-то от публики. Я совершенно не кичусь своим статусом «вне социальных сетей», как многие думают, — просто этот способ виртуального существования не для меня. Дело личных предпочтений, ничего более.

— Как по мне, это заслуживает уважения. Но неужели в век информации вас это нисколько не соблазняет? Поклонники, лайки, отзывы в режиме онлайн.

— Вы забываете — я из Северной Европы. (Смеется.) Очевидно, это действительно во многом определяет темперамент, быть может, играет роль наш менталитет. Но поверьте, сосредоточенность на лайках и комментариях у нас меньше в разы. Хотя я в последнее время живу в Лондоне, где часто наблюдаю эту иногда пугающую приверженность, привязанность к своим виртуальным альтер эго. Мне рассказывали совершенно дикую историю — я, к слову, выдохнула и счастлива, что такого никогда не случалось со мной. Так вот: один мой знакомый актер рассказывал, как кастинг-директор спрашивал у него (а также у многих других артистов) о количестве подписчиков на его страницах в социальных сетях. И принимал решение о том, кого взять на роль, исходя из ответов. Я так полагаю, чем большее количество поклонников было зафиксировано — тем выше шансы на успех.

— Недооценивать мощь фанатской любви сложно. В конце концов, именно поклонники делают звезду, разве не так?

— Безусловно. Но поклонники восхищаются не тобой — лишь твоим талантом. Не твоим прелестным характером, чудесными навыками готовки и способностями к выращиванию растений — по большому счету их это совсем не волнует. Кино — грандиозная иллюзия. Если бы наши герои вели хронику своих жизней в Интернете — это было бы понятно. Но мы? Правда, это совершенно не мое.

И помогла в этом съемочная площадка фильма «Свет в океане»
И помогла в этом съемочная площадка фильма «Свет в океане»
Кадр из фильма "Свет в океане"

— Как ты решилась оставить Стокгольм и переехать в Лондон?

— Кажется, что это было так давно — но прошло всего пять лет. Я понимала, что пора сниматься в фильмах на английском языке. Рискнула и оставила родной город. Это случилось после роли в «Королевском романе» — я поняла, что в Скандинавии больше не вырасту профессионально. Помню, снимали апартаменты в две комнаты — мы, четыре шведские девушки, каждая увлеченная своей мечтой. Жили рядом с рынком Портобелло, поэтому на кухне у нас постоянно бегали крысы. Это была самая грязная девичья квартира, которую вы когда-либо видели. Вся одежда у нас была общей — она просто валялась в куче по центру комнаты, и каждая вытаскивала из этой горы то, что ей потребуется. Я бесконечно пробовалась — кстати, на роли в «Белоснежке и охотнике», которую в итоге получила Кристен Стюарт, и на «Девушку с татуировкой дракона» — ее исполнила Руни Мара. Самым страшным были не отказы — в конце концов, все мы приучаемся слышать слово «нет» с детства. Самой страшной была тишина: невыносимо, когда тебя игнорируют.

— И тем не менее переезд в Лондон удался — ты сразу исполнила роль Кити в знаменитой уже «Анне Карениной» Джо Райта. Достойная, программная роль. Что тебя впечатлило больше всего на этих съемках?

— Мы снимали в России, в Карелии, где вокруг за сотни миль — ни души. Я, которая родом с Севера, впервые видела такие просторы. Все было — извините за каламбур — как в кино. Холод невообразимый, тишина — просто космос. У меня был выходной, и я решила согреться с помощью кофе, пока остальные были заняты съемочным процессом. Налила молока в кружку и пошла на поиски зерен. Вышла на крыльцо своего трейлера, взглянула вокруг — и обомлела! Низкое солнце, светящийся снег, поразительное спокойствие. Под впечатлением я пролила молоко, оно тут же замерзло, и я поскользнулась на нем. Полетела прямо в снег лицом! Лежала и хохотала. Вот, пожалуй, самое странное воспоминание за всю мою карьеру.

— Алисия, ты получила «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана. Критики говорят, что ты королева образа «вторая скрипка». Согласна?

— Ну какой здравомыслящий актер будет рад официальной роли второй скрипки? Я обладаю здоровым честолюбием. Мне хочется сниматься в фильмах, подобных «Борну». Но при этом я никогда не откажусь от маленьких историй маленьких людей. За ними сложно наблюдать из кресла в кинотеатре. Быть может, вы не сможете жевать под эти истории попкорн. Но с таких историй началась моя карьера, они дали мне шанс на актерство — и я надеюсь, что заражу страстью к ним каждого своего зрителя.

Викандер стала триумфатором той самой церемонии «Оскар», когда долгожданную статуэтку получил и Леонардо Ди Каприо
Викандер стала триумфатором той самой церемонии «Оскар», когда долгожданную статуэтку получил и Леонардо Ди Каприо
Фото: Rex Features/Fotodom.ru

— Что ты сделала сразу после того, как получила статуэтку?

— Мне довольно неловко об этом говорить. (Улыбается.) Дело в том, что с момента моего попадания в Голливуд мне все кажется, что происходящее — радужный сон, иллюзия, которая вот-вот развеется. Поэтому, как только я получила «Оскара» и осталась наедине с собой, я… укусила его. Ну, понимаете — чтобы проверить, настоящий ли он. Есть ведь шоколадные медали, шоколадные зайцы? Словом, я проверила свою награду на прочность.

— Прошедший с момента твоего однозначного триумфа год — год, названный временем Алисии Викандер, — завершен. По крайней мере по календарю. Как ты ощущаешь себя в роли новой голливудской ролевой модели?

— Прошедший год был довольно-таки… жестким. Я в полной мере поняла, что испытывают те самые звезды, которых разрывают на части. Огромное количество интервью. (Улыбается.) Много мероприятий. Я стала публичной персоной. Пожалуй, я могу только описывать, что происходит вокруг. В целом мое самоощущение вообще не поменялось.

— Знаю, что ты почти не говоришь о личной жизни, но не могу не спросить. Вы с Майклом Фассбендером снова вместе — и недвусмысленно объявили об этом своим поцелуем, как раз во время твоего награждения.

— Да, мы вместе.

С Эдди Редмэйном в оскароносной «Девушке из Дании»
С Эдди Редмэйном в оскароносной «Девушке из Дании»
Кадр из фильма "Девушка из Дании"

— Вы сошлись на съемках «Света в океане»?

— Вы правы, я не мастак разговаривать на личные темы. Впрочем, Майкл уже и так все рассказал. Мы познакомились раньше, на фестивале в Канаде. Даже танцевали — Майкл позже жаловался, что на моем фоне выглядел очень нелепо. Скажу честно: что правда — то правда. (Смеется.) И уже потом мы вместе снимались.

— Магия между вами видна в каждом кадре. Это все-таки умелая игра, которая затем отразилась на реальности, или вы сразу влюбились?

— Мне приятнее думать, что мы оба в первую очередь прекрасные актеры. Хотя отрицать нашу с ним связь, химию было бы неправильно. Мне действительно сложно говорить о наших отношениях откровенно. Спрашивайте — я постараюсь ответить.

— Хорошо. Кто первый пошел на сближение?

— Майкл. Он был так тактичен и мил — опытный, маститый актер, старше меня на двенадцать лет, он постоянно интересовался моим мнением, спрашивал, понравилась ли мне та или иная сцена. А вконец покорило меня то, что он напрямую обращался ко мне — начинающей, по сути, актрисе — за конкретными рекомендациями. «Как тебе кажется, что я должен сделать? Как придать моему персонажу глубины? Как нам показать наши отношения?» — знаете, это самое трогательное и деликатное соблазнение, с которым я сталкивалась.

Кити из «Анны Карениной» в исполнении Алисии была признана образцово-показательной героиней романа Толстого
Кити из «Анны Карениной» в исполнении Алисии была признана образцово-показательной героиней романа Толстого
Кадр из фильма "Анна Каренина"

— Фассбендер — один из главных секс-символов поколения. Каково быть подругой живого идола? Ты ревнуешь?

— Вы же понимаете, что для меня он — прежде всего друг и наставник, любимый человек и источник вдохновения. Я искренне считаю Майкла одним из главных героев не только секс-рейтинга, но и кинематографического списка. Он в числе лучших актеров современности. Я была рада, что случай свел нас в кадре — причем не только как пару, но и как актерский дуэт. И, к слову, я совсем не ревнивая.

— Возвращаясь к началу нашего разговора. Вокруг тебя поклонники и режиссеры, ты снимаешься в фильме за фильмом, тебя сделали лицом Louis Vuitton. Скоро ты станешь новой Ларой Крофт. А ты остаешься отстраненно-спокойной, предельно вежливой, скромной, дружелюбной. Не так-то просто попасть в голову Алисии Викандер, не правда ли?

— Нет, все просто. Я люблю играть. Люблю своих родителей. Своего мужчину. Даже свое нелегкое детство. Люблю свою родину, Швецию, свою вторую родину — Англию. И я не вижу причин менять свое привычное поведениt. Я не звезда, не гений.

— То есть «Оскар» — буквально ничто для тебя?

— «Оскар» подарил мне имя и возможность не только сниматься, но и снимать. Так что скоро я выйду из кадра, чтобы встать за камеру. Ждите.