Виктория Исакова: само совершенство
Как снимался сериал «Золотая орда»
Илья Легостаев: И слезы, и любовь
Чего ждать от продолжения «Спящих»
Ольга Погодина в сериале «Маргарита Назарова»
Фото: материалы пресс-служб

Как снимали сериал «Маргарита Назарова»

Валентина Пескова
28 апреля 2016 19:40
7623
0

Ольга Погодина в пасти тигра, охрана для всей съемочной группы и трюки, которые не повторял никто в мире — в байопике легендарной дрессировщицы

Идея сериала принадлежит актрисе Ольге Погодиной и дрессировщику Эдгарду Запашному. «Первый раз мы с Олей Погодиной разговаривали о том, что в российском кино не хватает интересных фильмов с участием животных, особенно хищных животных, где-то восемь лет назад. Эта идея Оле понравилась, и через несколько лет она пришла с уже сформировавшейся концепцией, — говорит народный артист России, директор Большого Московского государственного цирка на Проспекте Вернадского Эдгард Запашный. — Ольга предложила сделать совместный проект про Ирину Бугримову — первую в СССР укротительницу львов. У меня на тот момент нужного количества львов не было, и я выдвинул встречное предложение — снять фильм про Маргариту Назарову, народную артистку России, которая прославилась благодаря участию в фильме „Полосатый рейс“. Кроме того, у нее очень интересная история жизни».

Судьба Маргариты Петровны Назаровой действительно очень кинематографичны. В ней есть все: конфликты, романтизм, подлинный драматизм и жизненная трагедия человека. И все это на невероятно красивом экзотическом и опасном фоне цирка, работе с тиграми. Создатели фильма долго думали, называть ли сериал ее именем, или сделать собирательный образ дрессировщицы и просто назвать «Марго». Но в какой-то момент поняли, что было бы несправедливо не называть впрямую фамилию Назаровой, искренне преклоняясь перед этим человеком, перед ее судьбой, перед искусством цирка.

Ольга Погодина сыграла легендарную дрессировщицу Маргариту Назарову
Ольга Погодина сыграла легендарную дрессировщицу Маргариту Назарову
Фото: материалы пресс-служб

Уникальность проекта состоит в том, что актерам Ольге Погодиной и Андрею Чернышову удалось первыми за всю историю кинематографа профессионально выполнить огромное количество трюков мировой дрессуры без привлечения дублеров и без использования компьютерной графики. Кроме того, актриса Ольга Погодина была внесена в Книгу рекордов России после съемок благодаря трюку «голова дрессировщика в пасти тигра».

«Самые большие сложности заключались только в одном: приходилось актеров выпускать на арену с тиграми и молиться, чтобы их не съели, вот и все, — делится сопродюсер картины Алексей Пиманов. — У меня такого проекта еще не было, потому что это ужас. Никто до конца не понимает, что это по-настоящему опасная профессия». Помимо того, что создатели также полностью реконструировали водный манеж, который Константиновский делал для аттракциона «Водная феерия». Это был единственный в мире аттракцион, где тигры плавали в воде. «Мы воссоздали этот водный манеж, наполняли его водой, — рассказывает исполнительница главной роли Ольга Погодина. — И я вместе с тигрицей Шакирой сделали ровно то, что делала Маргарита Петровна в воде с тиграми. На сегодняшний день мы являемся единственными, кто это повторил. Больше в мире этого никто не делал. А тигр в воде — это самое опасное, что только может быть. Потому что тигр, когда плывет, выпускает когти, а это не много не мало десять лезвий ножей по десять сантиметров каждый. И если вы не дай Бог попадете под лапу, даже если тигр и не хочет вас тронуть, то будет жутчайшая травма. Из всех трюков, которые мы сделали, это самый опасный».

Перед началом Ольга Погодина отдавала себе отчет в том, что работа дрессировщика — серьезная и опасная. «Начинали Оля Погодина и Андрей Чернышов с прихода к нам на репетицию, со знакомства с животными на расстоянии, через решетку, — делится Эдгард Запашный. — Когда актеры уже начали отличать животных между собой, когда они узнали наших тигров, особенности их характеров, только после этого мы приступили к репетициям. Но ключевым во всем этом является не только отвага самих актеров, но и послушность. Они были гибким пластилином в наших с братом руках, безоговорочно отдавали нам себя, как материал, из которого мы с братом лепили дрессировщиков. То есть они смогли нам довериться».

Многосерийный фильм «Маргарита Назарова» охватывает временной период с конца 30-х годов до начала 2000-х. Над проектом работали три года. В фильме несколько сменяющих друг друга эпох, действие разворачивается в разных городах и странах — съемки проходили в России, Италии и Германии. Привлекалось более 5000 человек массовки. В фильме больше 350 персонажей. Было больше 150 мест для съемок.

Все трюки аткеры сериала выполняли без дублеров
Все трюки аткеры сериала выполняли без дублеров
Фото: материалы пресс-служб

«Мы построили цирк в натуральную величину на 700 посадочных мест, в котором можно было бы представления давать. Металлоконструкция — настоящая, все декорации — разные, для шести цирков различных городов и стран, с 1952 по 1980 годы. Рижский цирк, московский цирк, бакинский, нижегородский, итальянский, ростовский. Также нужно было отобразить в декорациях, костюмах смену эпох. То есть, цирк 1952 года — это просто опилки на арене, позже появились ковровые покрытия, а в Италии вообще другое покрытие на манеже», — вспоминает сопродюсер и актриса Ольга Погодина.

При подготовке к роли Ольга Погодина постаралась по-максимуму охватить все информационное поле: что-то читала в официальных открытых источниках. Очень многое рассказывал Эдгард Запашный по воспоминаниям своего отца, Вальтера Запашного и мамы Татьяны Запашной. Еще общалась с дрессировщиком Михаилом Багдасаровым. Использовала архивные материалы «Росгосцирка».

У Николая Добрынина (он исполнил роль Борис Эдера, воспитавшего плеяду дрессировщиков, таких как Михаил Багдасаров и Вальтер Запашный) на съемках картины были дублеры. «Когда мы заключали контракт, там было прописано, что я не имею права работать в контакте с животными, — говорит актер. — Но я все же доверился Эдгарду Запашному. И вот сначала на общем плане, потом на среднем, потом уже на крупном моя рука касается шерсти его тигра, и, конечно, переполняет чувство гордости, что преодолел сам себя. После съемок в этом фильме я понимаю, что такое цирковое братство, когда ты — в ответе за другого. Дрессировщики — это совершенно другая планета».

Андрей Чернышев сыграл в сериале «Маргарита Назарова» супруга Назаровой, дрессировщика Константина Константиновского
Андрей Чернышев сыграл в сериале «Маргарита Назарова» супруга Назаровой, дрессировщика Константина Константиновского
Фото: материалы пресс-служб

«В моей ситуации это была реконструкция съемок фильма „Полосатый рейс“, — вспоминает Андрей Леонов, — В отличие от своего отца я знал, что будет, и шел на это сознательно. Конечно, страшно оказаться непосредственно рядом с тигром, тем более, который находится у тебя за спиной, но поскольку я знал, что папа смог это сделать, то и я преодолел это. И все прошло хорошо. Сначала я сомневался, нужно ли мне повторять такой подвиг, но режиссер Константин Максимов и Ольга Погодина убедили, что для меня будет интересно попробовать свои силы и сыграть этот эпизод по-своему, в своей интерпретации. Я не копировал папин образ, мне было интересно воссоздать историю съемок того эпизода с тигром, как все это снималось, как стекло убирали».

«У нас не было ни одного кадра без сетки или клетки. Защиту предусмотрели для всей группы. Во время каждого съемочного дня с тиграми у нас по периметру стояла охрана, — рассказывает режиссер Константин Максимов. — По тому же принципу, как это делалось на съемках „Полосатого рейса“. Я счастлив, что за все время съемок (а это более 70 съемочных дней с тиграми) у нас не произошло ни одного ЧП, не считая случая с дрессировщиком Аскольдом Запашным, который произошел в последний съемочный день чуть ли не на последней сцене, которая снималась. Никогда не знаешь, на каком этапе это может случиться. Тигры очень милые и грациозные животные. И часто передвигаются как кошки — медленно, вальяжно, лениво, — усыпляя твою бдительность. Большинство времени они спят. Но это может измениться за доли секунды. Поэтому ни в коем случае нельзя расслабляться. Они не дают поблажек даже опытным дрессировщикам».