Архив

Герой не нашего времени

К 70-летию Олега Даля

Когда читаешь воспоминания об этом актере, то все обязательно говорят о его удивительной способности входить в образ, жить судьбой персонажа и становиться героем того времени, в каком происходили события. Наверное, Олег Даль был единственным актером, который одновременно вызывал обожание и ненависть.

25 мая 2011 20:44
3452
0
фото: EASTNEWS MEDIA
фото: EASTNEWS MEDIA

Торжества

Скорее всего артист не стал бы затевать каких-то официальных мероприятий, по крайней мере сам — точно. У него не было друзей, и близко он ни с кем не общался. Пожалуй, только с Владимиром Высоцким и украинским актером Дмитрием Миргородским (комбат пехоты из «В бой идут одни «старики»). Даль никого не любил приглашать к себе домой и сам не ходил по гостям. К тому же у Олега было много недоброжелателей, которые не понимали стремление артиста к совершенству и считали его отказы от съемок или постановок в лучшем случае звездными капризами, в худшем — вредительством. Например, когда Даль отказался сниматься у Александра Митты в его картине «Экипаж», то на «Мосфильме» вышло негласное распоряжение: отстранить неуживчивого актера на три года от работы. И все режиссеры студии перестали его приглашать даже на пробы. Для творческого человека это было не просто жестоким наказанием, а фактически убийством. Притом что конфликта как такового между Далем и Миттой не было — и оба приняли позиции друг друга без затаенных обид…

В 1967 году у Даля вышли сразу две военные картины: «Женя, Женечка и «катюша» и «Хроника пикирующего бомбардировщика» (на фото). Первый фильм был фактически запрещен, и зрители о нем узнали только после перестройки. Второй принес актеру славу и исполнение
В 1967 году у Даля вышли сразу две военные картины: «Женя, Женечка и «катюша» и «Хроника пикирующего бомбардировщика» (на фото). Первый фильм был фактически запрещен, и зрители о нем узнали только после перестройки. Второй принес актеру славу и исполнение
Далю только с третьей попытки удалось найти свое счастье. С Лизой они прожили около 11 лет. Это были очень счастливые и очень тяжелые годы для них обоих. Позднее Елизавета Даль говорила, что умерла в тот же день, что и ее муж.
Далю только с третьей попытки удалось найти свое счастье. С Лизой они прожили около 11 лет. Это были очень счастливые и очень тяжелые годы для них обоих. Позднее Елизавета Даль говорила, что умерла в тот же день, что и ее муж.


Семейный праздник

Не исключено, что Олег Иванович отметил бы свой юбилей дома с женой Лизой. Вместе они практически не ходили по ресторанам, поскольку Олег предпочитал в питейных заведениях расслабляться один, чтобы никто не мешал. А дома актер позволял себе выпить на днях рождения домочадцев (он жил с мамой и тещей) и на Новый год. И даже такие редкие возлияния напрягали родственниц, которые начинали следить за каждой выпитой рюмкой — все боялись очередного срыва и ухода в запой. По воспоминаниям жены и тещи артиста, в таком состоянии он был неуправляем и очень зол. Но актер по примеру Высоцкого вшивал себе заграничный препарат и переставал пить на два-три года. А когда действие «торпеды» заканчивалось, «развязывал» на некоторое время, но потом всегда сам приходил к врачам на очередную процедуру вживления. Из напитков Даль предпочитал коньяк.

В 1972 году начались съемки картины «Земля Санникова». На роль офицера Евгения Крестовского пригласили Владимира Высоцкого. Но начальство «Мосфильма» поставило запрет на кандидатуру барда. И тогда выбор пал на Олега Даля. Дворжецкий (на фото в центре) и Д
В 1972 году начались съемки картины «Земля Санникова». На роль офицера Евгения Крестовского пригласили Владимира Высоцкого. Но начальство «Мосфильма» поставило запрет на кандидатуру барда. И тогда выбор пал на Олега Даля. Дворжецкий (на фото в центре) и Д


Угощение

Больше всего на свете актер любил кофе и паштет из вареного вкрутую яйца, зеленого лука и сливочного масла. Мама актера Павла Петровна готовить не любила, да не очень-то и умела. Верхом своего кулинарного мастерства она считала жареную картошку с колбасой. Поэтому, когда Даль попробовал стряпню своей третьей тещи Ольги Борисовны, он влюбился в нее и ее творчество с первой ложки. Удивительно, но с тещей они дружили и мило общались. Артист называл ее Олечкой и на «ты». Даль обожал ее стряпню, но всегда добавлял в тарелку жгучий красный перец. По воспоминаниям Ольги Борисовны, у него была деревянная рюмочка, в которой он хранил красный стручок. И вот этот стручок он обязательно на несколько секунд опускал в каждое блюдо. Рюмку с перцем он даже возил с собой на гастроли…