Архив

Не валяйте дурака, валяйте валенки!

«РД» выяснил, остались ли в Москве ремесленники

Кузнецкий Мост, Гончарная улица, Кожевнический проезд — на первый взгляд, от былых ремесленных кварталов в Москве остались только названия.

11 ноября 2010 18:46
3442
0
Татьяна Семыкина сама создает бисер.
Татьяна Семыкина сама создает бисер.

Татьяне Семыкиной (творческий псевдоним — Confettini) 22 года. Она делает яркие и изящные украшения из стекла. Многоцветные, переливающиеся бусинки приятно держать в руках и уж тем более носить на шее. «Техника, в которой я работаю, называется lampwork, что в дословном переводе означает „работа над горелкой“, — поясняет Таня. — Я сама придумываю и изготавливаю каждую деталь своих украшений. Для этого у меня оборудована мастерская с горелкой, печью и другими инструментами». Все вещи, которые создает художница, существуют в единственном экземпляре: «Даже если бы я очень захотела что-то повторить, вряд ли смогу, потому что не только я, но и сам огонь творит мои работы. Сейчас капелька так застыла, а в следующий раз иначе — в итоге каждая бусинка имеет свое неповторимое лицо».

Одна из сложностей, с которой пришлось столкнуться молодой ремесленнице, — недоверие покупателей: «У нас подчас то, что сделано вручную, воспринимается как кустарщина и не ценится должным образом. Людям привычнее купить какое-то китайское украшение плохого качества, но якобы под известной маркой, чем выбрать что-то необычное, отличающееся от магазинных изделий».

Тем не менее за свою недолгую профессиональную деятельность Татьяна уже нашла и постоянных клиентов, и учеников: «Я окончила факультет истории искусств. Владею техниками батика, росписи по стеклу, декупажа. Изготовлением стеклянных украшений занимаюсь уже год. Познакомиться со стеклом и сделать свои первые бусинки можно и за два дня, но опыт ничто не заменит, поэтому я каждый день оттачиваю мастерство. Думаю, при большом желании каждый может этому научиться».

Валенки от Анны Дудко.
Валенки от Анны Дудко.

То, что нужно большое желание и усердие, — это точно! Как рассказала Татьяна, изготовление каждой бусинки занимает от 20 минут до 3 часов. Потом изделие помещается в печь, где закаляется в течение 6 часов и потом столько же остывает. Следующий этап — подборка фурнитуры и сборка изделия. Таким образом, на изготовление комплекта может уходить от 2 дней до недели. Ну, а потом его еще нужно продать. «Я, как и большинство мастеров hand-made, продаю свои работы через Интернет. Там же узнаю о выставках и знакомлюсь со своими коллегами. В „Живом Журнале“ много сообществ ремесленников. Сейчас интерес к подобного рода работам растет, многие популярные газеты и журналы анонсируют выставки ремесленников».


Кожаные кружева

Для тех, кто не знает, валенки — уже вовсе не пережиток старины, а самый модный тренд сезона! Они бывают не только белыми, серыми или черными. Современные технологии и талантливые руки мастериц позволяют делать из старинной русской обуви настоящие произведения искусства — синие, желтые, красные, с бисером, жемчугом, кружевом, кожаными аппликациями. Да чего сейчас только нет! Анна Дудко так любит эту обувь, что даже оставила престижную работу управляющего рестораном и занялась производством собственных дизайнерских валенок: «Я ношу зимой только валенки уже несколько лет. Сама их расшиваю. Причем еще года 3—4 назад на меня показывали пальцем и смеялись в след. Но я девушка не из робкого десятка. Поэтому меня это никогда не смущало. И вот однажды настал момент, когда я поняла, что можно изменить направленность своей деятельности, и стала заниматься валенками».

Шуба от Зайцева и Славской.
Шуба от Зайцева и Славской.

Создав товар своими руками, Аня, как и многие ремесленники, обратилась к Интернету: «У меня есть аккаунт на Ярмарке мастеров (www.livemaster.ru — известный интернет-ресурс. — „РД“), блог в „ЖЖ“, также состою в других сообществах. 1 декабря заработает мой личный сайт». Кроме того, Аня — член Московской палаты ремесел. «Благодаря членству есть возможность участвовать в выставках, организованных палатой, на льготных условиях. Правда, эти выставки проходят не так часто, как хотелось бы. Ну и вдобавок есть возможность получить поддержку от палаты и юридическую консультацию. Пока ни за тем, ни за другим я не обращалась, но сама возможность это сделать приятно греет душу».

Самая большая сложность, с которой Анне пришлось столкнуться, — перебои с поставками материалов. «Сами валенки я не валяю, так как в условиях города делать это не очень выгодно — нужен большой цех, промышленные объемы. Знаю много женщин, которые валяют сами дома, но в основном это мягкие домашние тапочки, а для ношения по улице нужна плотная валка. Я закупаю самовалки в Чувашии и Воронеже. У них качество стабильное, и материалы только натуральные. Там целые деревни испокон веков занимаются тем, что делают валенки. Зачем мне им конкуренцию создавать и лишать семьи традиционного заработка?!» Еще одна сложность — выставки. Их в Москве проходит очень много, вот только простые ремесленники, особенно начинающие (а раскрученным профессионалам в принципе и без выставок хватает клиентов), участвовать в них практически не могут: «Это очень дорого. В среднем квадратный метр на выставке стоит около 5 тысяч рублей. Плюс еще некоторые организаторы берут оргвзносы от 2 до 3 тысяч. Вот и посчитайте, чтобы снять 2 метра на 2 дня нужно около 12—13 тысяч! Да и качество выставок, их разрекламированность зачастую оставляют желать лучшего. Очень часто бывает так, что даже заплаченные за аренду деньги не отбиваются».

На качество выставок жалуются многие ремесленники. Вот, например, Светлана Гаридова: «Я уже около 6 лет изготавливаю и продаю свои изделия — работаю с кожей, декорирую одежду и обувь, владею техникой валяния — делаю шарфы, шапки, сумки, брошки, обложки для документов, ремни. Участвовала в очень многих выставках, и ни об одной не могу положительно отозваться. Допустим, совсем недавно состоялась выставка народных промыслов России „Жар птица“. Аренда 4 квадратных метров на ней обошлась в 30 000 рублей. Вокруг нас при этом был какой-то Черкизовский рынок. Куча палаток с дешевым китайским товаром. И что это за выставка российских промыслов? Ничего, кроме разочарования, не заработали».

Но Светлана не унывает. Она занимается любимым творчеством, много заказов от друзей и знакомых, за 6 лет появились свои постоянные покупатели: «Как правило, это молодые женщины, с достатком выше среднего. Ценят в первую очередь оригинальность, качество исполнения и натуральность материалов. Часто приезжают в дорогих марочных одеждах, с сумками Louis Vuitton. И покупают мои изделия. Это приятно, выходит, я конкурент таким известным маркам». При этом Светлана развеивает миф, что на вещи, сделанные вручную, заоблачные цены: «Ситуация поменялась. Я сама видела, что на популярной вещевой ярмарке сумки стоят дороже. А ведь у нас — единичные экземпляры и высококачественные натуральные материалы. Так что через вашу газету хочу передать всем москвичам — не стесняйтесь, обращаетесь к нам. Все доступно!»


Любовь — двигатель торговли

Александр Зайцев и Ирина Славская — особая пара высокопрофессиональных мастеров, которые живут и трудятся в нашем городе. Она — мастер вышивки с 13-летним стажем, он — мастер пошива меховых изделий с 23-летним стажем, оба заслуженные работники Домов мод. Четыре года назад они встретились и полюбили друг друга. Их союз стал не только семейным, но и творческим, теперь Ира и Александр делают красивые меховые изделия, украшенные вышивкой: «Два года назад мы уволились с прежних работ, открыли свое ателье и теперь абсолютно счастливы! Нам нравится работать вместе и создавать оригинальные вещи. Нравится общаться с клиентами. Очень здорово, что у нас маленькая мастерская с теплой атмосферой. Мы могли бы, конечно, расшириться — ведь заказов в избытке, даже жарким московским летом мы работали не покладая рук. Но пока не хочется ничего менять: наращивая объемы, можно потерять самое главное — индивидуальный подход к каждому клиенту». Ирина и Александр признаются, что идей у них еще превеликое множество. И главное — огромное желание творить и делать этот мир красивее: «Зимой так грустно всегда, все люди ходят в одежде темных тонов. А между тем наши женщины очень красивые. Вот для них мы и стараемся».