Архив

Сны об идеальной школе

Или Кто знает, как дети должны учиться

Вот я засиделась допоздна за домашними делами, пока сопят мои мальчишки-девчонки, и задумалась над идеальной школой…

27 августа 2010 20:34
3754
0

С чего начинается школа? С вешалки? Что ж, предмет достойный фантазий. Но о нем чуть позже. Для меня школа начинается с директора. Он (а) — капитан, набирающий педагогическую команду, задающий тон, определяющий формальные и неформальные правила. За 19 лет моего школьно-родительского стажа поняла — с директором обязательно знакомиться лично, и хорошо, если и дети тоже познакомятся (их обмануть труднее).


Итак, хочу, чтобы директор был приятным во всех отношениях. Умный, интеллигентный, открытый и обязательно с чувством юмора. Мой идеальный директор читает Циолковского и Ломоносова, Дарвина и Фрейда, Платона, Канта, Фромма… И сейчас он (а) читает что-то интересное. Чем гордится идеальная школа? Ремонтом? Учителями? Детьми? О чем говорит директор как о важном? Умеет ли слушать?


Помню первую встречу с директором школы № 91 Михаилом Семеновичем. Он, смущаясь, извинился за отсутствие света (долги) и стал задавать дочери вопросы о том, сможет ли она выбрать основной предмет изучения при том, что каждый представлен ярким, увлеченным учителем… Помню директора школы № 246 Софью Михайловну, поразившую меня абсолютно искренней нежностью и бурной веселостью. Слово «мамочка», ненавистное уже благодаря интонациям поликлиник и собесов, в ее устах было ласковым и радостным. Моя дочь в 1-м классе бегала к директору каждый день — поздороваться.


Вернусь к вешалке. (Теперь, к сожалению, школы начинаются с охранника.) В школах регулярно делают капитальный и косметический ремонт, но установленные в прошлом веке нормы планировки остаются, по-моему, практически незыблемыми. Знаменитые наши раздевалки, где вечно тесно, валяются куртки, теряется обувь, на полу переобувается детвора и нет ни намека на интимность, индивидуальность. Почему бы наконец не сделать шкафчики, как в цивилизованном мире, почему не предусмотреть сушки для обуви и перчаток зимой.


Мои как-то увлеклись роликами и стали на них ездить в школу (2 квартала). Мне приходилось утром ехать на машине следом, чтобы забрать 4 пары коньков и к обеду привозить их, потому что в школе «нет места для хранения». Мой сын 4-классник тогда написал Юрию Лужкову, потому что, как нам сказали, никто не может решить вопрос о стоянке для велосипедов или местах для роликов и самокатов. Да, понимаю, безопасность! Спокойнее, когда родители приводят детей за руку или выгружают из машин, а старшеклассники просто покурят по дороге в школу. А еще спокойнее их к кроватям привязать и телевизор показывать… Простите, занесло. Итак, в идеальную школу дети прикатывают на скейтах и великах и еще успевают порезвиться до уроков во дворе.


В идеальной школе минимум учебы, «чтобы дети, не подвергаясь обучению, могли впитать в себя культуру» (М. Монтессори). Есть тонкая грань между «дети учатся» и «детей учат». Эта тонкая граница — узкая пропасть, разделяющая развитие мышления и дрессировку навыков.


Наука, учение и учеба. Учение — старинное русское понятие, с ним связано множество поговорок и пословиц. Именно оно — свет. Детей раньше отдавали именно в учение — заимствование, обретение навыков и знаний. Учеба — слово не звучное, сравнительно новое, изначально соответствовало чему-то насильственному: порке, военной муштре, зубрежке и т. п. Странно, правда, что второе вытеснило у нас в языке первое?..


Наука — теплое, доброе слово — поиск и исследование. Наука всегда требовала сосредоточенного внимания к одной области, потому, видимо, и разделилась на множество наук, и за самим словом закрепилось 2 значения — разграниченные области знания и искаженное «вот тебе наука». В идеальной школе дети занимаются наукой.


Обратите внимание, кстати, на игру слов. Школа делает из наук предметы… Когда-то очень давно школа начиналась с 4 наук: логики, этики, риторики, философии. Мало кто теперь знает о них что-то, за исключением специалистов. На этих столпах держится все человеческое знание. То самое, которое взрослые пытаются запихнуть в ребенка, то, которое и есть «культура для впитывания». И в результате этим пранаукам места в учебном плане не хватает, ведь школьники должны выучить состав почв Среднерусской возвышенности и тысячи дат пыльной истории цивилизаций…


Логика — основа абстрактного знания, разумного мышления. Потеряв ее, мы так мучительно объясняем детям причинно-следственные связи, математические и физические законы. Этика — основа морали, общественных наук, всех попыток людей к построению истории и даже биологии. Изобретен даже предмет ОБЖ, но этике места не нашлось. Философия — наука наук об отношениях с собой и Вселенной, о разуме и смыслах… Риторика — мастерство слушать и передавать мысли, формулировать и излагать знания. Конечно, чтобы поставить крестик в тексте, она не очень нужна, зато в жизни бывает очень полезна.


Дедушка Кант писал когда-то: «Безусловным недостатком современного образования является попытка учить всему понемногу…» А современного нам, пожалуй, всему помногу. В ребенка закладывают тысячи программ и мегабайт информации, чтобы через 11 лет он мог давать правильные (читай — общеизвестные) ответы, как современный компьютер. Философ Жан Бодрийяр: «Компьютер не способен мыслить. Ибо способность к мышлению всегда приходит к нам от другого. Поэтому он, компьютер, так результативен». Лозунг моей идеальной школы: «Сдай ЕГЭ и останься собой! Продолжай подвергать все сомнению и, следуя природной любознательности, искать истину».


Учителя. Жаль, что учителя стали низшим звеном большой системы. Их тоже постоянно учат. Мне так хочется, чтобы они читали новинки и первоисточники, спорили в учительской о генетике и квантовой физике, литературных новинках и будущем. Чтобы им было интересно с детьми. И уж конечно, чтобы не боялись Интернета.


Идеальная школа уважает семью. Не формально. Мои младшие учились во втором классе, когда мы усыновляли малыша. Когда 4-месячный сын оказался наконец дома, мне нужно было еще оформить кучу бумаг, и дочка (она чудесная няня) очень помогала мне. Все крутилось вокруг малыша. И вот Полина приходит из школы разгневанная, расстроенная, с настроением «не пойду туда больше никогда». Учительница, несмотря на то, что была в курсе ситуации, поставила ей несколько двоек, отчитала за пропуски и категорично заявила, что «все домашние дела после школьных!». Даже если в такой школе суперпедагоги, меня не устраивает то, чему она учит. Важно, чтобы ребенок не был объектом конкуренции, а сам выбирал приоритеты, понимал, как это происходит. Мама устала, ей надо помочь по хозяйству; маленький брат с потребностью в ласке и внимании; книга, которая интересна; друзья на улице… Сложно? Но этот выбор — одна из серьезнейших наук, и имеет ли право школа на установку однозначности?


Еще есть фантазии про «паек», то есть столовую с выбором и без обязаловки. И еще много разных других…


P. S. Уважаемый читатель! Если у вас вдруг сложилось впечатление, что я против нынешней школы и «традиционных» методов обучения, оно неправильное! Очень многие их одобряют, и правильно делают. Я лишь за разнообразие видов. А что думаете вы? Жду ваших откликов по адресу: roddom. mk@gmail.com