Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Как не стать жертвой дур-бизнеса

Юристы помогли «РД» составить справочник грамотного туриста

14 апреля 2008 19:40
427
0

Толпы москвичей атакуют турагентства, чтобы понежиться на солнечном пляже на майские праздники. Но далеко не все путешественники возвращаются из-за границы довольные и счастливые. Как отправиться на отдых и не попасться на удочку мошенников, «РД» выяснил у юристов.

Толпы москвичей атакуют турагентства, чтобы понежиться на солнечном пляже на майские праздники. Но далеко не все путешественники возвращаются из-за границы довольные и счастливые. Как отправиться на отдых и не попасться на удочку мошенников, «РД» выяснил у юристов.


Проблема первая — визовая

«Мы с женой через операторов купили тур стоимостью 39 тыс. руб. В назначенный день нашу группу у поезда, следовавшего до места отдыха, встречал представитель фирмы. У него находились наши паспорта, путевки и ваучеры. Перед самым отправлением неожиданно выяснилось, что визу жене не дали. В итоге агент предложил ехать мне одному! Естественно, мы отказались. Как вернуть деньги?Валентин».

Чтобы не рвать на себе волосы и не хвататься за сердце, начинайте оформлять документы минимум за месяц до поездки. Но, допустим, вы, как герой письма, узнали о визе в последний момент. Что тогда?

— Если виза не проставлена по вине турфирмы, вы вправе требовать возврата полной стоимости тура и за себя и за супругу, так как намеривались отдыхать вместе, — комментирует ситуацию юрист Федерации правовой помощи потребителям (ФППП) Алексей Монахов. — Также в этом случае имеет смысл требовать компенсацию морального вреда — отпуск испорчен по вине агентства. Нужно написать претензию и отправить ее в турфирму заказным письмом с уведомлением или отнести лично и отдать секретарю под роспись. Если по истечении 10 дней фирма никак не реагирует, смело подавайте иск в суд.

Если же в визе отказало консульство в день вылета и фирма узнала об этом соответственно в этот же день (в чем несложно убедиться по документам), то это обстоятельство непреодолимой силы, форс-мажор. В таком случае деньги, затраченные на оказание вам услуги, фирма уже не вернет.

В ситуации Валентина суд признал вину турфирмы. Супруги вернули полную стоимость тура и получили еще моральную компенсацию в размере 2 тыс. руб.


Проблема вторая — гостиничная

Внимательно читайте договор, который заключаете с фирмой. Фраза типа: «Турфирма оставляет за собой право менять условленный отель на отель такой же категории» должна вас насторожить. Что подразумевается под словосочетанием «такой же категории»? Вы выбрали отель у моря с системой все включено, а вас селят в гостиницу через дорогу от пляжа с одними завтраками и обедами — и это может быть в соответствии с договором, потому что и тот, и другой отели одной категории — пять звезд.

Еще одна возможность себя обезопасить: найти в Интернете описание и фотографии отеля, в который вы едете, почитать отзывы. Но помните, что многие турфирмы, чтобы завлечь туристов, сами оставляют восторженные отклики на сайтах.

Если вас все-таки обманули и заселили в плохую гостиницу, то отстаивайте свои права вплоть до суда. Вот что советует наш эксперт:

— Если в вашем договоре указан один отель, а поселили вас в другой, категорией ниже — можно требовать уменьшения стоимости оказанных услуг (порядка 15—20%). А вот если вас обманули еще перед отпуском, завысив реальную звездность отеля — такие действия расцениваются как предоставление недостоверной информации. И тогда есть шанс возвратить полную стоимость услуги, даже если вы уже успели воспользоваться ей.

Для этого стоит позаботиться о сборе доказательств, еще будучи в отпуске. Таковыми могут служить браслет или регистрационная карточка отеля, где, как правило, указано количество звезд. По приезде из отпуска действуйте, как в случае с визами (т. е. пишите претензию в турфирму и т. д.).


Проблема третья — экскурсионная

Понятно, что отдых без экскурсии — это неполноценный отдых. Но и здесь нужно быть осторожным. Зачастую те программы, которые вам предлагают в отеле, буквально на соседней улице стоят в два раза дешевле. Однако если в первом случае вы берете экскурсию со страховкой, хорошим гидом и организаторы несут ответственность за вас, то, покупая экскурсии «на стороне», будьте готовы к низкому качеству экскурсионной программы. Так случилось с семьей Алексея.

«Мы решили поехать на экскурсию на водопады на побережье Черного моря. Купили путевку. Нам показывали красивые фотографии, просто Ниагарский водопад, обещали много интересного. А в результате нас привезли на водопады, в которых… нет воды! Мы потребовали вернуть наши деньги, но услышали оскорбления в свой адрес.Алексей».

По закону «О защите прав потребителей» (ст. 4), качество услуги должно соответствовать договору и описанию. И вы можете подать иск в суд, причем истцом может быть тот член семьи, который платил, а остальные участники — свидетелями. Можно требовать возврата денежных средств, уплаченных за экскурсию, но разумнее просить часть денег (соразмерное уменьшение стоимости) и компенсацию морального вреда.

Однако прежде чем подавать иск в суд учтите, что судебный процесс может затянуться на полгода и более. Вы потратите свое время и нервы. Стоит ли овчинка выделки? Наверное, если речь идет о дорогой экскурсии за границей, стоит. А ввязываться ли в судебные дрязги из-за 500 рублей, решать только вам.


Подведем итоги:

— во-первых, не стоит выбирать туры, подписывать документы и т. д. в спешке.

— во-вторых, если вы понимаете, что вас обманывают и нарушают ваши права, собирайте доказательства для суда. Записывайте на видеокамеру, делайте фотоснимки (вид на стройку из номера, высохшие водопады и т. д.), фиксируйте координаты людей, оказавшихся в таком же положении.

— в-третьих, обращаясь в суд, вы должны быть полностью уверены в своей правоте, иначе потратите время и деньги впустую. Причем деньги немалые: одни услуги юриста влетят в копеечку — 2 тыс. исковое заявление и от 3 тыс. руб. одно судебное заседание (а их может быть больше десятка). Самому соваться в суд не рекомендуется, у турфирм, как правило, высококвалифицированные юристы, которые разнесут ваши претензии в пух и прах. Зато если вы также обратитесь за помощью к профессионалам и выиграете процесс, то все ваши судебные затраты возместит ответчик.