Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Гусары, молчать!

Режиссера Эльдара Рязанова можно по праву назвать человеком, который зажигает звезды

Ольга Бродзка
24 апреля 2008 22:56
2229
0

Так уж получилось: каждый актер, которого он снимал в своем очередном фильме, тут же становился всесоюзной знаменитостью. Если его «Карнавальная ночь» явила миру молодую актрису с осиной талией Людмилу Гурченко, то фильм «Гусарская баллада» стал стартовой площадкой для юной студентки ГИТИСа Ларисы Голубкиной.

Так уж получилось: каждый актер, которого он снимал в своем очередном фильме, тут же становился всесоюзной знаменитостью. Если его «Карнавальная ночь» явила миру молодую актрису с осиной талией Людмилу Гурченко, то фильм «Гусарская баллада» стал стартовой площадкой для юной студентки ГИТИСа Ларисы Голубкиной.

Назовите это воплощением в жизнь юношеских грез. Ведь именно после просмотра спектакля про милую девицу Шурочку Азарову, которая обрядилась в мужское платье и пошла на войну, семнадцатилетний подросток Эльдар Рязанов решил: когда-нибудь он обязательно снимет фильм об этой героической барышне. Поэтому появление картины было лишь делом времени. И действительно, набравшись опыта и доказав высокому начальству, что ему все жанры подвластны, Рязанов наконец приступил к экранизации. Благо и повод достойный нашелся — 150-летие победы над Наполеоном.

Спектакль «Давным-давно», который так потряс воображение будущего режиссера, долгое время шел на сцене Театра Советской армии. В основе его лежала пьеса, написанная еще в 1940 году Александром Гладковым. А пьеса, в свою очередь, была создана по событиям весьма реальным. Та, которую автор пьесы назвал Шурочкой Азаровой, в реальной жизни носила имя Надежда Дурова. В двадцать три года эта барышня, бросив семью, решила отправиться воевать против армии Наполеона. Позже мир увидит ее «Записки», в которых она подробно рассказала о своей жизни на войне и вне ее. Пропустить такую биографию было бы обидно!


Девица со взором горящим

Свою героиню Эльдар Рязанов искал очень долго. Хотя поначалу он даже не подозревал, сколько времени ему предстоит потратить на многочисленные фото- и кинопробы. Ведь еще за несколько лет до съемок он был уверен, что лучшей кандидатуры, чем Людмила Гурченко, которая проснулась знаменитой после их совместного дебюта в «Карнавальной ночи», ему не найти. Смущало, конечно, что актриса была чересчур субтильной: по мнению режиссера, это как раз тот случай, когда осиная талия очень некстати. Однако Рязанов не сомневался: талантливая актриса сможет преодолеть этот свой «недостаток».

Увы, после первой же кинопробы стало понятно, что Шурочку Азарову Людмиле Гурченко не сыграть. Не было в ней того юношеского задора, той легкости, которые Рязанов видел в своей героине. Лишь годы спустя режиссер узнал, что во время тех проб у Людмилы Марковны случилось несчастье. Поэтому меньше всего она думала о правильном прочтении роли.

Следующей претенденткой была питерская актриса Алиса Фрейндлих. Свой кусочек роли во время кинопроб она отыграла блестяще. И никто в съемочной группе не сомневался: это и есть Шурочка Азарова. Лишь Эльдар Рязанов пребывал в раздумье. Он-то видел: даже в гусарской форме и гриме в актрисе просматривалось что-то предательски женское! «Алиса, мне нужен мальчик. Увы, ваша неистребимая женственность мне не годится», — объяснил он Фрейндлих. Ну разве можно обижаться на режиссера, который отказывает актрисе, практически даря комплимент?

По той же причине — чересчур женственна! — не попала в картину и юная Светлана Немоляева. В те годы актриса была довольно пухленькой барышней. «Такой соблазнительной пампушке невозможно стать гусаром!» — огорчил Немоляеву Рязанов.

А вот кандидатуру Валентины Малявиной не утвердил худсовет. Говорят, высоким начальникам показалось, что актриса немного старовата для роли. И даже не в смысле возраста. Просто у нее был взгляд уже бывалой женщины. А в картину требовалась именно девица со взором горящим!

Всего же на роль Шурочки Азаровой пробовались около двадцати актрис. Но даже сегодня, годы спустя, понятно: Лариса Голубкина из всех претенденток действительно лучшая.

Появилась она на пробах, как это водится, абсолютно случайно. И за свой дебют должна сказать спасибо сокурсникам по ГИТИСу. Это ведь кто-то из них, приглашенный для массовки в новый водевиль, рассказал ассистенту по актерам о талантливой студентке, которая и красива, и талантлива, да еще и поет замечательно.

Эльдар Рязанов, только увидев первые кинопробы, сразу же понял, что главная героиня найдена. Хотя доброжелатели из «верхов» и намекали режиссеру, что стоит взять кого-нибудь поизвестней: мол, это поможет сразу же добиться присвоения картине самой высокой категории, что моментально скажется на оплате труда всей съемочной группы. Но режиссер был уверен, что с такой героиней судьба картины будет благополучной и без ее звездного статуса. И ведь не ошибся!


Полеты во сне и для кино

Съемки в фильме стали для Ларисы Голубкиной настоящим испытанием на прочность. В прямом смысле этого слова.

Ей пришлось делать почти все трюки самостоятельно. Причем один эпизод, когда героиня Голубкиной прыгает с громадной высоты в толпу дерущихся гусар, переснимали почти десять раз. Согласно задумке режиссера, актриса должна была легко и непринужденно соскочить, держа в руках шпагу, и так же легко и непринужденно ввязаться в бой.

Дубль первый. Голубкина со шпагой наперевес бросается к краю антресолей и вдруг… в ужасе останавливается.
«Я боюсь!» — честно признается юная актриса. Рязанов пока спокоен и доброжелателен: «Хорошо, давай попробуем еще один раз».

Дубль второй. Голубкина со шпагой наперевес бросается к краю антресолей и… опять останавливается. Когда было отснято немало таких дублей-близнецов, Рязанов не выдержал.

«Ну неужели это так сложно? Вот посмотри, я сейчас запросто оттуда соскочу», — закричал он, в мгновение ока взобрался на антресоли, подскочил к краю… И тут понял: страшно! Если снизу казалось, что соскочить с такой высоты — плевое дело, то здесь, с точки прыжка, все выглядело абсолютно по-другому.

Но на кону стояло будущее этого кадра. Рязанов понимал: если он сейчас даст слабину, то сцену так и не отснимут. Поэтому отважный режиссер зажмурил глаза и прыгнул.

К счастью, небеса оказались к нему благосклонны. Приземлился он, не причинив никаких увечий собственному организму. Рязанов тут же расправил плечи и тоном старшего товарища проворчал: «Вот видишь, это ведь очень легко! А ведь я, Лариса, старше тебя, да и вес у меня больше. Значит, для тебя этот трюк — вообще пара пустяков».
Сила убеждения у Рязанова оказалась очень высокой.

Дубль со-счету-сбились-какой. Лариса Голубкина со шпагой наперевес бросается к краю антресолей, прыгает вниз и… падает замертво.

Выяснилось, что актриса серьезно подвернула лодыжку. Съемочную площадку она покинула на носилках.

Эльдар Рязанов в своей книге воспоминаний довольно оптимистично пишет: «…ее унесли в медпункт. Но кадр был в кармане, а травма у артистки, по счастью, оказалась легкой».

Однако сама актриса уверяет, что отголоски тех съемок она чувствует до сих пор. Порванные связки дают о себе знать при каждой перемене погоды. Но звездная роль того стоила!


Рождение поручика Ржевского

Главную мужскую роль почти сразу решено было предложить уже известному в те годы Юрию Яковлеву. Выбивать согласие на съемки пришлось самому Ивану Пырьеву. И не зря! Яковлев воплотил на экране тот образ гусара, который потом войдет во все анекдоты. Если поручик Ржевский пьет, то громадными фужерами. Если воюет, однозначно — в одиночку против целого батальона.

Неудивительно, что этот образ стал почти нарицательным. Сам актер уверяет, что анекдоты про поручика Ржевского появились как раз после выхода картины на экраны.

Работа в этом фильме стала испытанием и для такого маститого актера, как Юрий Яковлев. Особенно это касалось сцен, где его герой лихо скачет на лошади. Во время съемок одного эпизода сразу после сигнала «Мотор!» скакун, на котором должен был пронестись поручик Ржевский, вдруг встал на дыбы. С виду спокойная лошадка вдруг превратилась в фурию!

«Держался во время съемок этой сцены на одном мужском кураже, — вспоминал позже актер. — Скачу и чувствую, что съезжаю. Ситуация точно как в анекдоте. Понимаю: дам слабину — затопчут. Я бросил шапку и обнял коня за шею. Так и пришел к финишу. Скакун остановился. Я упал с него кулем».

Как назло, именно во время съемок молодого тогда еще актера… разбил радикулит. Приходилось бравому Ржевскому, превозмогая боль, показывать чудеса преодоления!


Приют комедиантов

Если у художественного совета «Мосфильма» по поводу всех кандидатур почти не было сомнений и возражений, то против участия в фильме Игоря Ильинского выступали буквально все! Причина проста: комедийный актер в образе Кутузова может омрачить светлую память великого полководца.

Первым об этом сказал режиссеру тогдашний руководитель «Мосфильма» Сурин. «Как только зрители увидят Ильинского в форме фельдмаршала, покатятся со смеху, и память Кутузова будет оскорблена, скомпрометирована», — уверял он молодого режиссера.

Позже, когда пожелание заменить Ильинского высказали почти все члены художественного совета, стало понятно: надо либо искать другого актера, либо собирать всю волю в кулак и биться за «свою» кандидатуру.

Эльдар Рязанов выбрал сложный путь — второй. Ситуация усугублялась тем, что сам Игорь Ильинский в картине сниматься в общем-то не хотел. «Зачем? Роль крошечная. К тому же я значительно моложе, чем Кутузов во время развития тех событий». Вот такие аргументы выдвигал Ильинский Эльдару Рязанову. Однако говорить такое — значит не знать режиссера. Потому что если он что-то решил, заставить его изменить свое мнение — задача практически невыполнимая.

Рязанов тогда умело вел двойную игру. Обманывал, с одной стороны, Ильинского, с другой — руководство «Мосфильма». Первому говорил, что на студии все только и мечтают, как бы увидеть замечательного комедийного актера в такой эпохальной роли. А худсовету врал, что кандидатура ищется, но, увы, пока никого подходящего не найдено.

Закончилось все тем, что Рязанов, никому не сообщив, на свой страх и риск отснял целый эпизод, где Кутузов проезжает перед войсками. Поскольку работа велась в последние деньки, когда на улице был снег, то позже он просто поставил руководство перед фактом: вот, есть сцена с Кутузовым — Ильинским. Если актер все-таки не устраивает, то для того, чтобы переснять этот эпизод, нужно ждать как минимум полгода — до ближайших заморозков. Худсовету пришлось смириться с выбором Рязанова.

Зато когда Игорь Ильинский уже увлекся ролью, работа потекла легко и приятно. Актер постоянно импровизировал на съемочной площадке, предлагая свои, очень неожиданные и тем интересные ходы прочтения этого образа. Так его маленькая роль превратилась в очень даже заметную и значимую для всей «Гусарской баллады».


«Прессный» ход

Высокое мосфильмовское начальство приняло картину с одобрением. Одно только смущало чиновников — участие в картине все того же Игоря Ильинского. А что подумает народ, узнав в Кутузове комедийного актера?

От опалы картину спасла пресса — и это учитывая, что журналисты, напротив, частенько своими публикациями ломали судьбы даже самых известных актеров!

Так вот, фильм безумно понравился рецензенту газеты «Известия» Нателле Лордкипанидзе. Она опубликовала такой замечательный отклик о «Гусарской балладе», что о дальнейшей судьбе картины можно было не беспокоиться.

С чего это вдруг власти так внимательно отнеслись к публикации? Ларчик просто открывался. В те годы главным редактором «Известий» служил зять Никиты Хрущева Алексей Аджубей. Поэтому одобрение этого издания тут же давало «зеленый свет» любому, даже порой спорному произведению.

А вот публика, не подозревая о подковерных играх, приняла картину на ура. В год выхода на экраны, в далеком 1962 году, фильм «Гусарская баллада» стал лидером проката, его посмотрели 48,6 миллиона зрителей. Да и сегодня во время трансляций по ТВ эта лента стабильно собирает хорошие рейтинги. Так Эльдар Рязанов подтвердил истину: талантливому человеку подвластны все жанры!

КСТАТИ…

Оперная прима Татьяна Шмыга, несмотря на всесоюзную славу, тоже выступила в роли дебютантки. Ведь раньше она не снималась в кино. Татьяна сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.