Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Куда крыша поехала?

Агния Барто увековечила московский «сдвиг недвижимости» 30-х годов в своих стихах

Александр Добровольский
18 мая 2008 19:11
766
0

В прошлом веке в Москве было осуществлено немало проектов по перемещению зданий. Огромные сооружения весом в сотни и даже тысячи тонн инженеры приноровились двигать с места на место, словно фигурки на шахматной доске.

В прошлом веке в Москве было осуществлено немало проектов по перемещению зданий. Огромные сооружения весом в сотни и даже тысячи тонн инженеры приноровились двигать с места на место, словно фигурки на шахматной доске.


Трест многоэтажных передвижников

Ровно сто десять лет назад, в 1898 году, в московских газетах появилось сообщение об удивительном событии: неподалеку от Каланчевской площади строители отделили от родного фундамента двухэтажный каменный дом, который мешал прокладке новой железнодорожной ветки, и за 5 дней без видимых повреждений передвинули его почти на 50 метров в сторону. Вдобавок по пути на новое «место жительства» этому «путешественнику» пришлось даже преодолеть небольшую лощинку!

В течение долгих лет подобный технический эксперимент казался уникальным, однако после того, как в середине 1930-х столицу охватила эпидемия сталинской реконструкции, передвижки домов стали вполне обычным делом. В общей сложности за этот период было перемещено около 50 зданий — главным образом тех, которые оказались помехой при расширении основных магистралей города. В 1936 году был даже организован специальный трест по передвижке и разборке зданий.

Наиболее активно меняли свою дислокацию дома в районе тогдашней улицы Горького, где ширина проезжей части, по замыслам градостроителей, должна была увеличиться более чем в два раза. Конечно, многие постройки при такой реконструкции попросту уничтожались, но сносить наиболее ценные архитектурные творения все-таки не стали и вместо этого отодвинули подальше от намеченной в проекте «красной линии» застройки. Например, чудо-терем бывшего Саввинского подворья перекочевал на задворки вновь построенной жилой многоэтажки (дом № 6), а особняк нынешней мэрии — тогда еще двухэтажный — откатили на 14 метров в глубь двора. (Следует учесть, что обе операции эти были по-настоящему уникальны. «Саввинский теремок» стал мировым рекордсменом: тогда это было самое тяжелое (23 000 тонн!) здание, которое удалось перевезти. Что касается старинного дома Моссовета, то здесь инженеры смогли осуществить передвижку без повреждения конструкций просторного двухсветного зала, не имевшего промежуточных опор.) Кроме этих двух построек при расширении Тверской были перемещены еще 7 крупных сооружений — в том числе здания на углу Мамонтовского переулка, Брюсовского…


Ночные путешествия

Двигали дома и в других уголках старой Москвы. Для расширения подъездов к реконструированному Большому Каменному мосту в октябре 1937-го пришлось подвинуться угловому многоэтажному корпусу на ул. Серафимовича. Известная поэтесса Агния Барто даже увековечила это событие в стихах, написав историю про то, как мальчик Cема, вернувшись из пионерлагеря «Артек», не нашел своего места жительства: «Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе… Сёма бросился к соседям, а соседи говорят:

— Мы всё время, Сёма, едем, едем 10 дней подряд. Тихо едут стены эти, и не бьются зеркала, едут вазочки в буфете, лампа в комнате цела…"

Именно в этом был «фирменный» стиль Московского треста — желая утереть нос зарубежным коллегам, наши спецы передвигали здания прямо с жильцами! Во время столь необычного путешествия в домах продолжали работать газ, электричество, водопровод, канализация — к коммуникациям были заблаговременно подсоединены специальные удлинительные звенья, трубы из эластичных материалов… Обитатели Саввинского подворья, узнав о предстоящем «сдвиге недвижимости», просили строителей заранее предупредить о «часе Х», чтобы успеть перебраться на это время к родным и знакомым, однако по распоряжению городских властей информацию эту нарочно засекретили. Двигать здание начали глубокой ночью, но процесс шел так плавно, что большинство жильцов обнаружило, что их дом переезжает, лишь проснувшись утром и выглянув из окна. Газеты сообщали, что маленькая девочка в одной из квартир, играя накануне, сложила из кубиков игрушечный домик и он даже не рассыпался во время перемещения тысячетонной махины старого подворья.

При сооружении нового моста через Москву-реку — Краснохолмского — помехой для организации здесь автомобильного движения оказался дом № 77 по ул. Осипенко (Садовнической). Чтобы решить проблему, здание, построенное всего несколькими годами раньше, не стали ломать. Вместо этого Г-образный жилой корпус «распилили» на две части, и длинную (88 метров!) «ножку» передвинули в сторону да еще слегка развернули.


10 тысяч тонн, 33 метра, 3 суток

В послевоенное время переезды домов с места на место случались уже не так часто. При строительстве Комсомольского проспекта в 1958-м «подвинули в сторонку» две жилые пятиэтажки. А при расширении проезжей части Большой Якиманки строители пожалели ломать красивую ограду храма Иоанна Воина, сооруженную еще в середине XVIII в., и сместили ее массивные каменные столбы и ажурные кованые решетки на 30 метров в глубь церковного двора.

Весной 1979 года началась эпопея по передвижке особняка на углу Пушкинской площади и ул. Горького, в котором располагалась редакция газеты «Труд», — после реконструкции соседнего здания «Известий» эта красивая постройка стала загораживать главный «известинский» фасад. Каменная махина весом почти 10 000 тонн с помощью мощных гидравлических механизмов отправилась в путь на 440 стальных катках. Чтобы преодолеть расстояние в 33 метра — к углу Настасьинского переулка, где заранее был подготовлен новый фундамент, — потребовалось трое суток.

Оригинальная «перестановка» была осуществлена в 1983 году при реконструкции старого корпуса МХАТа. По проекту для расширения здания сценическую коробку нужно было отодвинуть на 12 метров, однако, чтобы удобно было разместить механизмы, необходимые при строительстве «вставки» на освободившемся месте, эту огромную коробку сперва откатили почти на 25 метров и лишь по окончании монтажных работ «сдали назад», поставив в «правильное» положение.