Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Недетский вопрос

Каким должно быть телевидение для малышей?

Валентина Пескова
28 мая 2008 16:46
790
0

В прошлом году в России появилось сразу два детских телеканала — «Теленяня» (для аудитории от 3 до 8 лет) и «Бибигон» (от 4 до 17 лет), а на общефедеральных каналах процент детских программ и мультипликации значительно вырос. Это означает, что проблема детского телевидения уже не стоит так остро, как это было прежде. В преддверии Международного дня защиты детей «МК-Бульвар» решил выяснить, каким должно быть детское телевидение в России. А также разузнал, как обстоят дела за рубежом.

В прошлом году в России появилось сразу два детских телеканала — «Теленяня» (для аудитории от 3 до 8 лет) и «Бибигон» (от 4 до 17 лет), а на общефедеральных каналах процент детских программ и мультипликации значительно вырос. Это означает, что проблема детского телевидения уже не стоит так остро, как это было прежде. В преддверии Международного дня защиты детей «МК-Бульвар» решил выяснить, каким должно быть детское телевидение в России. А также разузнал, как обстоят дела за рубежом.


Александр ГУРЕВИЧ, главный продюсер телеканала «Бибигон»


— Александр, можно вас попросить обрисовать ситуацию с детским ТВ в России в целом?

— Сегодня на разных каналах в огромном количестве стали появляться программы, которые рассчитаны на молодежную или детскую аудиторию. Их стало много, и это здорово. Появились каналы, которые целиком, с раннего утра и до позднего вечера, работают только для детей.

— Однако смотреть как «Бибигон», так и «Теленяню» могут далеко не все.

— Я могу сказать, что это все очень доступно. Идет процесс развития технологий, видимо, действительно грядет эра цифрового телевидения, и тогда распространение сигнала будет совершенно другое. Люди, которые не вовлечены в этот цифровой процесс, даже не очень осознают, насколько широкими будут возможности телевещания. Так что процесс идет, и я не считаю, что есть какая-то проблема с телевидением вообще и с детским телевидением в частности.

— Вы могли бы назвать идеальный западный телеканал для детей, с которого нам можно было бы брать пример?

— Тут правильнее вспомнить классика, персонажи которого говорили: вот если бы к носу Ивана Ивановича да уши Ивана Никифоровича. Есть вещи, которые на разных каналах умеют делать действительно очень лихо. Есть потрясающие документальные фильмы и съемки животных на канале Animal Planet. Он не является детским каналом, но огромное количество их материалов хотелось бы показать нашему зрителю. На канале National Geographic есть увлекательные передачи, в которых проводят опыты, из которых зритель узнает, как что устроено, как что работает. И такие познавательные программы хотелось бы показывать детям.

Есть канал CBBC, на котором люди очень здорово и очень давно работают с детской зрительской аудиторией. И там уже за годы точно выверено, придумано и устроено какое-то взаимоотношение канала с детской аудиторией. Там очень хорошие ведущие, которые с правильной интонацией и привлекательно для детской аудитории с нею общаются. На английском телевидении вообще довольно много продукта, адресованного детям, и не секрет: мы все посматриваем, что там происходит. На канале «Бибигон» можно увидеть довольно много образцов телевизионной продукции, которую смотрят и юные телезрители Франции, Испании и Англии. Однако помимо этого мы производим и собственные программы.


Екатерина СОЛОВЬЕВА главный редактор телеканала «Теленяня»

— Екатерина, насколько сложно было создать канал для детей?

— Когда мы разрабатывали концепцию канала, у нас была масса идей. Мы тщательно подошли к изучению в том числе и зарубежного детского телевидения. Мы постоянно мониторим зарубежные каналы — в частности, это немецкий проект KIKA, детский канал производства Би-би-си, есть интересные программы японского телевидения и другие.

Подчеркну, что мы не копируем западный опыт, а идем своим путем, опираемся на традиции и культурные ценности своей страны. Нам важно, чтобы наши ведущие и актеры имели правильную речь и несли с экрана нормы современного русского языка.

— Я слышала, что на Западе многие детские программы создаются при участии психологов.

— Абсолютно верно. Перед тем как стартовать, мы провели комплексное исследование, разговаривали как с детьми, так и с их родителями. Нам было важно понять, какие потребности у наших зрителей, что именно они хотели бы увидеть.

— Чего не допускается на вашем канале?

— У нас, например, нет мультфильмов-аниме. Мы проводили исследования и выяснили, что наши дети не воспринимают эту анимацию: детвора просто боится этих мультфильмов.


АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

Американский Nickelodeon (там его называют короче — Nick) ориентирован на аудиторию от 7 до 12 лет и разделен на несколько возрастных групп. Для самых маленьких зрителей — «Ник джуниор» (от 2 до 6 лет): программы для малышей идут там с 9 утра до 3 часов дня. Подразумевается, что основная аудитория канала в это время учится школе, а значит, «Никелодеоном» могут сполна насладиться дошкольники. Программы в детском блоке не прерываются рекламой, однако между передачами коммерческие ролики все же вставляются. С 1994 до 2004 года основным ведущим канала было Лицо: компьютерное лицо, сделанное в двухмерной графике, могло изменять свой цвет, объявлять о начале очередной программы на канале и издавать различные несуразные звуки. С 2004 года на канале появился более осмысленный талисман — любимец малышей опоссум Пайпер.

Ночной канал «Ник ночью» ориентирован на подростковую аудиторию, потому как смотреть его можно с 9 вечера до 6 утра. Основную сетку составляют десятки сериалов, кино и шоу-программ. В апреле 2005 года «Ник ночью» запустил в эфир реалити-шоу «В поисках самой смешной мамочки в Америке», в котором мамы со всей страны боролись за приз в 50 000 $ и шанс вести собственное шоу на канале. Победительницей стала Дарлин Вестгор. Среди популярных сериалов, которые показываются на канале, — знакомые российскому зрителю «Альф» и «Семейка Аддамс». В прошлом году у канала сменился логотип — им стал оранжевый полумесяц.

Круглосуточный мультипликационный канал Cartoon Network начал вещание 1 октября 1992 года. Первый мультфильм, показанный на канале, — про кролика Багза Банни — стал его визитной карточкой. Изначально сетка канала строилась на классических мультфильмах для детской и юношеской аудитории. Однако со 2 сентября 2001 года Cartoon Network пришлось потесниться и поделить свою частоту с каналом для взрослых Adult Swim, рассчитанным на аудиторию старше 17 лет. На канале показывают ночную мультипликацию собственного производства, а также японские аниме для взрослых без цензуры.

В США есть даже платный канал для младенцев. BabyFirst TV — первый в мире телеканал, рассчитанный на аудиторию от 6 месяцев до 3 лет. Канал состоит из более чем сорока телепрограмм, а его программная сетка разделена на семь цветовых сегментов. Желтым цветом помечены передачи на развитие детского мышления, красным — на развитие речи, розовым — развивающие воображение. Оранжевым цветом отмечены программы на развитие навыков общения, синим — передачи, обучающие начальным навыкам счета, зеленым — программы на развитие чувств, фиолетовым — музыкальные передачи с убаюкивающими колыбельными и успокаивающими картинками. Особенно стоит отметить игровую программу «Оп-ля!», герои которой, чем-то напоминающие наших Хрюшу и Степашку, помогают детям развивать воображение. На канале отсутствует реклама, а кроме того он доступен в переводе на испанский язык.

Появление BabyFirstTV вызвало бурные споры в американском обществе. На телеканале говорят, что их программы будут помогать ребенку развиваться. Однако врачи настаивают на том, что эффект будет обратным. По словам медиков, в возрасте до двух лет дети учатся разговаривать и общаться со сверстниками, а просмотр телевизора может привести к тому, что развитие ребенка замедлится.


АНГЛИЙСКИЙ ОПЫТ

Английский телеканал CBBC (расшифровывается как Children’s BBC — Детское Би-би-си) ориентирован на зрительскую аудиторию от 6 до 12 лет. Он начал вещание 9 сентября 1985 года и на данный момент является самым известным и популярным производителем развлекательных, образовательных, информационных программ и сериалов для детей и юношества. Самые любимые ведущие у детей — бывший актер и комедиант Эд Петри и его друг кактус Очо, которые веселят малышню в эфире каждые выходные.

Кроме того, у CBBC есть «старший брат» — канал CBBC Switch для детей от 12 до 16 лет. Самой популярной среди его зрителей передачей стало ток-шоу «Приемная», которое помогает подросткам справляться с их повседневными проблемами. Причем иногда советчиками тинейджеров выступают звезды, например, дочка Оззи Осборна, Келли. А также «младший» под названием CBeebies — для тех, кому меньше 6 лет. На этом канале вообще нет рекламы, все образовательные программы поданы в игровой форме, а содержание всех передач разрабатывается при участии детских психологов. Время с 6 до 7 вечера, например, на CBeebies называется «Тихий час»: малышне показывают самые спокойные программы и мульт-фильмы, помогая тем самым готовиться ко сну. И, кстати, тут звезды не остались в стороне: в конце каждого эфира разные знаменитости читают ребятне сказки.