Архив

Дошли до точки. Торговой

Столичные продавцы помогают подросткам выбирать алкоголь

Подростковое пьянство — серьезная проблема нашего времени. Московские родители просят: «Не спаивайте наших детей! Но статистика неумолима — число преступлений, совершенных нетрезвыми подростками, растет.

5 октября 2009 19:57
2435
0

Подростковое пьянство — серьезная проблема нашего времени. Московские родители просят: «Не спаивайте наших детей!» Регулярно проводятся рейды, выявляющие недобросовестные магазины, продающие алкоголь подросткам, распространяется социальная реклама, об этом говорится в СМИ. Но статистика неумолима — число преступлений, совершенных нетрезвыми подростками, растет.


И согласно анонимным опросам, 90% несовершеннолетних в возрасте 12—16 лет хотя бы раз испытывали состояние алкогольного опьянения. Что делать и как быть?


Все знают, что у нас в стране действует закон, запрещающий продавать несовершеннолетним алкоголь (закон № 171 ст. 12). Но также все знают, что это правило нарушается сплошь и рядом. Вот уже почти три года Департаментом семейной и молодежной политики Москвы проводится акция «Не спаивайте наших детей!» Последний раз около 6000 волонтеров (московские семьи с детьми) участвовали в рейде. Несовершеннолетние участники акции (естественно, с письменного согласия родителей) пытались купить алкоголь в различных торговых точках города. Результаты пугающие.


— Из 1907 закупок удачными оказались 968. То есть примерно половина, — вздыхает руководитель Департамента семейной и молодежной политики Людмила Гусева. — Грешат этим в основном мелкие торговые точки. Причем в некоторых случаях продавцы не только не отказывали ребенку, но даже консультировали, какую алкогольную продукцию лучше выбрать!


Людмила Ивановна сообщила, что за последние 2 месяца в ходе рейда подростками-волонтерами были приобретены 713 единиц спиртосодержащих продуктов и 547 пачек сигарет. «По табаку сегодня у продавцов вообще нет никаких запретов, а ведь это — не меньшая проблема. И хотя нет закона, запрещающего продавать детям сигареты, никто не отменял моральные устои, — справедливо замечает Людмила Ивановна. — Проблема не только в продавцах. Есть еще равнодушие людей, видящих это, но проходящих мимо. Плюс многочисленные примеры взрослых, распивающих спиртные напитки на глазах у детей. Мы все вместе и каждый в отдельности должны понять для себя недопустимость таких действий. Изменение общественного мнения — вот главное, что надо сделать!»


Падшие на алкогольной войне


Да, действительно, сегодня купить что-нибудь выпить не составляет никакого труда. Вспомните, давно ли вы видели стайки подростков, распивающих пиво во дворе на лавочке? А до 2006 года пиво по закону вообще не являлось алкогольным продуктом (типа лимонада, только вот от лимонада не возникает зависимости). И по телевизору каждый день проходят сотни рекламных роликов. Как уж тут молодежи устоять?! Плюс к этому генетическая особенность русских людей. Дело в том, что у южных народов, много веков употребляющих виноград, алкоголь естественным образом вырабатывался в организме — элементарные метаболические процессы в кишечнике. Благодаря этому южане реже страдают алкогольной зависимостью. Организм же северян мало знаком с алкоголем на генетическом и физиологическом уровне. И сопротивляться возникновению зависимости ему намного труднее.


Алкоголизм в нашей стране — это не меньшее бедствие, чем любая война. В среднем в год в России погибают от этой болезни больше 40 тысяч человек. А это в 3 раза больше, чем за всю афганскую войну. Только за 8 месяцев этого года в Москве число жертв алкогольной войны перевалило за 3,5 тысячи, 187 из них — дети и подростки. К тому же, как сообщают в ГУВД столицы, число преступлений, совершенных пьяными подростками год от года увеличивается. При этом алкогольное опьянение по Уголовному кодексу является отягощающим обстоятельством. Как говорят мудрецы: «Кто не был молод, тот не был глуп». Но ведь платить за ТАКИЕ ошибки, совершенные в юности, придется всю жизнь.


Казнить нельзя помиловать


— Проведение рейдов, выявляющих недобросовестные магазины, очень действенная мера. Но, к сожалению, эффект от этих рейдов имеет лишь временный характер. Для решения проблемы подросткового пьянства нужно действовать на общенациональном уровне, — заявляет руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков. — И пока государство не возьмет все в свои руки — толку не будет! Мы уже не раз направляли письма и президенту, и премьеру с просьбой ужесточить правила торговли. Потому что на законодательном уровне московские власти сегодня лишены возможности применять действенные меры против нарушителей. Предприятия, замеченные за продажей алкоголя детям, нужно немедленно лишать не только лицензии на продажу алкоголя, но и вообще возможности заниматься торговым бизнесом! Все это понимают. Но сейчас для того, чтобы «обуздать» торговую точку, надо пройти кучу инстанций. И только лишь суд имеет право принять окончательное решение. А пока все эти процедуры пройдут, скольких еще детей нарушитель сможет споить!


Вот вам факты — в Москве работает около 15 000 предприятий, торгующих алкоголем. Из них примерно половина — как выявили рейды — нарушает закон № 171 ст. 12. А мы смогли лишить лицензии в 2009 году только 337 магазинов, и то с большим скрипом. Сколько нарушителей осталось безнаказанными? К тому же штрафы за такое злостное, по всем моральным устоям, нарушение ничтожно малы — от 3 до 30 тысяч рублей. А нужно бы ввести такие, чтобы за счет преступника можно было 10 алкоголиков вылечить!


Малышков признался, что будь на то воля московского правительства — давно бы приняли в столице подобные законы. Но такие вещи регламентируют федеральные власти.


Москвичи, проявите свою гражданскую ответственность! Если вы увидели, как ребенку продают алкоголь, немедленно звоните по телефонам «горячей линии» Департамента потребительского рынка и услуг: 694−48−52, 781−74−38. Руководитель департамента Владимир Малышков обещал, что ни один звонок не останется незамеченным.


А КАК У НИХ


Во всем мире проблему продажи алкоголя населению решают на самом высоком государственном уровне. И год от года правила ужесточаются. Например, в США возрастной ценз для покупателя любого напитка с градусом — от 21 года. А родителям пьяного подростка придется забирать свое чадо из полиции, оплатив при этом не маленький штраф.


В Финляндии алкоголь продают только в специализированных магазинах, а не в супермаркетах и ларьках (как у нас). Детям вход туда просто запрещен, не говоря уж о продаже. А любой человек, замеченный пьяным в общественном месте, на 2 года лишается права покупать алкоголь. Соответствующее распоряжение рассылается местными властями во все «алкогольные» магазины города.