Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Не смеха ради

Как попадают в юмористы?

Валентина Пескова
27 августа 2008 18:34
1018
0

Они уже давно наступают на пятки резидентам Comedy Club. Счастливчики, которым повезло не вылететь на маты в проекте «Смех без правил», продолжают соревноваться в шутках и сообразительности в программе «Убойная лига», уже воспитавшей немало узнаваемых среди молодежи звезд.

Они уже давно наступают на пятки резидентам Comedy Club. Счастливчики, которым повезло не вылететь на маты в проекте «Смех без правил», продолжают соревноваться в шутках и сообразительности в программе «Убойная лига», уже воспитавшей немало узнаваемых среди молодежи звезд. Проверку на прочность они проходят под руководством Павла Воли, Владимира Турчинского и звездных рефери в лице строгого жюри.

Появление на экранах конкурса молодых юмористов — факт вполне закономерный. Павел Воля и Ко создали немалый ажиотаж вокруг жанра стенд-ап-комеди в России, и неудивительно, что у них появились поклонники и последователи, желающие дотянуться в злословии до своих кумиров. Изначально создатели программы Дмитрий Троицкий, Александр Дулерайн, Леонид Школьник и Ксения Чашей планировали игру под названием «Дойди победителем до Comedy Club и заработай свою минуту славы», которая позволила бы любому участнику прийти и показать все смешное, на что он способен. Но в процессе развития идея преобразовалась в шоу, где молодежь соревнуется в мастерстве импровизации на основе подготовленных конкурсов.

Претендентов на участие в программе отбирают на кастингах по всей стране, много участников приезжает из Украины и Белоруссии — в основном Киева и Минска. Профессиональные редакторы оценивают качество материалов, с которыми к ним приходят сотни людей, определяя, насколько интересным и смешным является тот или иной номер и сможет ли представить его участник в качестве своей визитной карточки на первом туре. А вот насколько ребята талантливы в импровизации — определяется уже по ходу игры.

«Перед каждым съемочным пулом наша „комиссия“ проезжает по десятку крупных городов, куда стекаются люди из соседних населенных пунктов, где давали рекламу о кастинге, — рассказывает Леонид Школьник. — В качестве редакторов уже ездят и некоторые из „легионеров“. Мы вполне доверяем их профессиональной способности адекватно оценить потенциал новоиспеченных участников. Процесс редактуры у нас не особо отличается от редактуры в КВН: в этом смысле мы ничего сверхнового не изобрели. Многие ребята из „Лиги“, как и я сам, имеют кавээновский редакторский опыт».

Перед выходом участников на сцену редакторы отслеживают, чтобы все миниатюры и номера были целостными, имели свой «заход», развитие и концовку. А если номер состоит просто из набора реприз, то они должны проходить по количеству и качеству. Цензура в программе есть: шутки не должны зацикливаться на популярных темах, вроде секса и наркотиков, а представлять собою разнообразие юмористических жанров. «Например, мы не боимся шутить про геев, когда у нас в жюри сидит Борис Моисеев. Понятно, что в шоу-бизнесе он уже не первый день, и уж его-то эти шутки не задевают, — говорит Леонид Школьник. — А вот гомофобия нашей цензурой пресекается. Это как в „Нашей Russia“ — шутки про гастарбайтеров и геев совершенно безобидны по отношению к этим группам населения и развиваются больше в сторону толерантности, нежели гомофобии и национализма. У нас достаточно корректный юмор. По крайней мере нареканий по поводу стилистики юмора еще никогда не было. Хотя они могут возникать по отдельным репризам. Кому-то, например, не нравятся шутки про животных — что же теперь делать?»

Авторство материалов отслеживается еще более тщательно: участник не имеет права использовать шутки, которые он мог услышать в других программах или взять из Интернета. Поначалу создатели целиком полагались на порядочность молодых талантов, однако быстро выяснили, что есть и такие, которые используют богатые сетевые ресурсы без стеснения, после чего такие попытки стали пресекаться. Отследить это бывает довольно сложно, но в этом и заключается опыт редакторов. Кроме них существует еще и легендарный председатель жюри Михаил Марфин (когда-то он вел на ТВ популярную передачу «Счастливый случай»), человек с огромным редакторским опытом, приобретенным в «КВН». Он, по словам создателей «Убойной лиги», помнит невероятное количество шуток, знает их происхождение и является своеобразным гарантом того, что ворованный материал ни в коем случае не попадет в эфир.

«Когда меня пригласили, мне сразу же понравилась сама идея, — рассказывает Михаил Марфин, — а войдя первый раз в студию, я лишь убедился во взаимном соответствии идеи, сценария, ведущих, оформления сцены и атмосферы на программе. Сложно ли судить этот юмор? Конечно, критерии оценок есть всегда. Сравнивать человека, который читал монолог в „Голубом огоньке“ в 1960 году, и человека, который читает монолог в „Убойной лиге“ сегодня, естественно, безумно тяжело. Но когда на сцену выходят два молодых человека и читают два монолога в одной и той же атмосфере на сходную тему, то здесь уже есть что сравнить. В конце концов, есть жанр стенд-апа со своей степенью допустимого хулиганства и фривольности».

Всем участникам программа дает отличную перспективу на моральные и материальные бонусы. Так, Евгений «Медведь» Машечкин сейчас снимается в очередном сезоне сериала «Солдаты», Денис Косяков участвует в съемках нового скетчкома. Собственно, эти ребята — единственные москвичи на программе. «Эта история очень древняя, — рассказывает Леонид Школьник. — Традиционно очень мало московских команд в свое время достигали каких-то вершин в КВН. В высшей лиге вообще очень долгое время не было ни одной московской команды. Потом, в связи с некоторыми изменениями, и в том числе с появлением Comedy Club, уровень конкуренции пошел на спад, кавээновский состав сильно омолодился, ушли многие звезды. И московские команды наконец-то получили возможность играть в высшей лиге. В Москве молодежи вообще сложнее пробиться. Одно дело, когда в Екатеринбурге собрались десять самых „веселых и находчивых“, открыли свой клуб и культивируют стенд-ап. Другое — Москва с Comedy Club, конкурировать с которым очень тяжело. В Москве, когда человек достигает определенного уровня, он находит для себя возможность заработать достойные, на его взгляд, деньги гораздо быстрее».

По словам председателя жюри Михаила Марфина, чтобы определить потенциал того или иного участника, ему достаточно нескольких секунд. «Конечно, всегда можно ошибиться в лучшую сторону. Иногда кто-то из участников поражает сразу, а потом оказывается, что ему не хватает работоспособности, психической или физической устойчивости. Условия, в которых готовится и записывается программа, напоминают марафон, который нужно выдержать. Это очень тяжелый спорт. Проиграть в битве за репутацию умного и талантливого го раздо обиднее, чем уступить в мордобое. Все-таки талант и мозги насосом не накачаешь. Но иногда мне действительно хватает нескольких секунд, чтобы понять, что этим ребятам делать здесь нечего. И этот факт позволяет мне дудеть уже на третьей секунде».