Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Книжный обзор

'Русская литература и психоанализ"Дениэл Ранкур-ЛаферьерЛадомир

17 января 2005 03:00
384
0

Литературоведение по Фрейду всегда поначалу кажется несмешной шуткой безумца, каким-то курехинским эпатажем: один исследователь «Винни-Пуха» доказал, что Слонопотам — пенис и не что иное, как пенис. В лучших традициях этой школы работы калифорнийского слависта и ученика Романа Якобсона пугают болезненными тезисами о том, что необъяснимый Вий — это, вероятно, отец Николая Гоголя В-асил-ий, что Достоевский был втайне гомосексуален, а застенчивый Пьер Безухов — образцовый сексист.

Литературоведение по Фрейду всегда поначалу кажется несмешной шуткой безумца, каким-то курехинским эпатажем: один исследователь «Винни-Пуха» доказал, что Слонопотам — пенис и не что иное, как пенис. В лучших традициях этой школы работы калифорнийского слависта и ученика Романа Якобсона пугают болезненными тезисами о том, что необъяснимый Вий — это, вероятно, отец Николая Гоголя В-асил-ий, что Достоевский был втайне гомосексуален, а застенчивый Пьер Безухов — образцовый сексист. Но если не поддаваться на провокации и читать себе спокойно дальше, выяснится, что Ранкур-Лаферьер при всех своих чудачествах способен честно высказывать правду характеров: русские классики не были людьми излишне простыми; заключения аналитика о нарциссизме Лермонтова или Толстого гладко ложатся на биографический материал, которым богат тысячестраничный том, но бог с ними, с заключениями. Довольно и того, что столько необщеизвестной фактуры под одной обложкой собирается не часто.


«Светопреставление»
Игорь Клех
ОЛМА-ПРЕСС.


Повести, рассказы и эссе негласного авторитета современной русской литературы Клеха безоговорочно признают сами пишущие, но упрямо игнорирует рынок. Проза мелочей: запахов, фрагментарных воспоминаний детства, монеток со стертой решкой, вышедших из употребления слов, трудноуловимых колебаний телесного самочувствия и высокоточных метафор — не сюжетная и небольшая, но собранная из деталей такого редкого качества, которое делает сюжет излишним.