Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Кошки-мышки

На днях свой 65-летний юбилей празднует самая знаменитая анимационная парочка — Том и Джерри

21 февраля 2005 03:00
472
0

По странному стечению обстоятельств в этом году грядет еще одна круглая дата — 30 лет коту Леопольду и его мышам. А ведь «Леопольд», если задуматься, — наш ответ диснеевскому сериалу, с той лишь разницей, что герои и антигерои поменялись местами.

По странному стечению обстоятельств в этом году грядет еще одна круглая дата — 30 лет коту Леопольду и его мышам. А ведь «Леопольд», если задуматься, — наш ответ диснеевскому сериалу, с той лишь разницей, что герои и антигерои поменялись местами.


Том и Джерри

Год создания: 1940

Авторы:

В 1939 году два приятеля — Уильям Ханна и Джозеф Барбера — сидели и размышляли над сценарием мультфильма про кота и мышку. Идея казалась утопической всем: мультиков про извечных врагов к тому времени уже было предостаточно, и очередные кошачье-мышиные истории казались никому не интересными. Однако эти самые все ошибались: за 65 лет существования Тома и Джерри про них было снято 250 мультфильмов.



Первая серия:

Первая серия «Puss Gets The Boot» (название можно перевести как «Кот получил сапогом под зад», так как это игра слов: puss in boots — кот в сапогах, get the boot — быть уволенным) вышла 20 февраля 1940 года. Кота в первом мультфильме звали Джаспер, а мышонка— Джинкс. Томом и Джерри они начали зваться уже во втором мультфильме, а вот свою внешность за все эти годы меняли несколько раз.



Цензура:

Жестокость, присутствующая в «Томе и Джерри», не единожды подвергалась критике, хотя Том за все это время погиб всего один раз, равно как и Джерри тоже был пойман котом только однажды. Зато цензуре подверглась хозяйка Тома — Мамочка-Два-Тапочка. Изначально она была негритянкой. Но в 1954 году, когда расовая дискриминация стала считаться антиконституционной, Тому сменили хозяйку. Мамочка-Два-Тапочка стала ирландкой, а ее голые пятки и кисти рук, попадающие в кадр, были перекрашены в белый цвет. Двенадцать лет спустя от нее вообще избавились. Кстати, лицо Мамочки-Два-Тапочка видно только в одной серии, и то только потому, что юные зрители забросали киностудию письмами с просьбой его показать.



Голоса:

Кот и Мышонок всю свою жизнь были немыми персонажами. И только в единственном полнометражном мультипликационном фильме «Том и Джерри. Кино» они заговорили. Картина про то, как Том и Джерри подружились ради того, чтобы спасти девочку-сироту Робин Стралинг от злой и жадной опекунши и найти ее отца, которого все считали погибшим, с треском провалилась в прокате: кассовые сборы составили всего 3,5 миллиона долларов.



Премии:

«Том и Джерри» были номинированы на премию «Оскар» 14 раз. Заветную статуэтку Кот и Мышонок получили восемь раз. Среди сериальных мультперсонажей — это рекорд, который не удалось побить даже студии «Дисней».

А в 1976 году авторы Тома и Джерри — Уильям Ханна и Джозеф Барбера — получили звезду на Аллее Славы в Голливуде. Разумеется, не только за «Тома и Джерри», но и за последующие сериалы, вроде «Флинтстоунов» и «Скуби-Ду».



А вот еще случай был:

В 1945 году создателям картины «Поднять якоря» потребовался известный мультперсонаж. В одном из эпизодов фильма герой в исполнении актера Джина Келли рассказывает детям сказку: «Правил в одной стране Мышиный Король. И запретил он всем своим жителям танцевать, потому что сам не умел. И только я смог научить Короля петь и танцевать, и этим дал свободу действия всем жителям вымышленного государства». Режиссер фильма в роли Мышиного Короля видел Микки Мауса, однако Уолт Дисней категорически отказался от участия в проекте. Тогда на замену был призван Джерри. Том, кстати, тоже появился в этой картине в эпизодической роли одного из слуг Короля Джерри.

Несколько лет спустя — в 1953 году — Том и Джерри снова попали в кинокартину. На этот раз они спасали главную героиню фильма «Опасно, когда мокро» от злого осьминога и показывали элементы синхронного плавания (на фото слева).

Полвека спустя самых знаменитых в мире Кота и Мышонка приглашают исключительно в рекламу. В прошлом году Том и Джерри на пару расхваливали мягкость и прочность туалетной бумаги одной известной марки.

А за год до этого они стали главными героями рекламы нового «Форд Мондео». Этот ролик вполне может претендовать на очередную серию мультфильма «Том и Джерри», так как снят по законам жанра: Джерри, как обычно, делает очередную гадость Тому, а тот, в свою очередь, начинает за ним гоняться. После череды веселых и местами жестоких приключений мышонку удается забраться в салон автомобиля. По идее рекламщиков, машина олицетворяет полную безопасность. По мнению поклонников Тома и Джерри — продолжение следует…


Приключения кота Леопольда

Год создания: 1975

Авторы:

В 1974 году начинающий режиссер Анатолий Резников познакомился с известным драматургом Аркадием Хайтом. Вдвоем они решили сделать трюковой мультфильм про добродушного кота и двух шкодливых мышей. Существует легенда, что имя коту дали в честь полковника Леопольда Кудасова — одного из героев «Неуловимых мстителей». На самом деле это не так. Имя подбиралось методом «тыка», но от простых «Васек» и «Барси-ков» решили отказаться сразу. Выбирали что-то позабористей и остановились на Леопольде. Для первой серии мышам тоже придумали имена: Митя — белый и худенький, Мотя — серый и толстый. Но они в фильме так и не прозвучали. С третьей серии к Хайту и Резникову присоединился художник Вячеслав Назарук. Все трое работали и над сценарием, и над мультипликацией, но чтобы не делить на троих гонорары (около 800 рублей), каждый поставил свою фамилию под официально занимаемой должностью.



Первая серия:

Две первых серии: «Месть кота Леопольда» и «Леопольд и золотая рыбка» были не рисованными. В СССР подобного производства еще не было, и все мультфильмы делались методом перекладок. То есть вырезалось огромное количество мелких деталей и героев. Потом на стекле выкладывали «картинки», и, сдвигая их по миллиметру, тем самым создавали движение. На предварительном этапе утверждения в вышестоящих инстанциях авторов обязали сделать резюме — объяснить, зачем людям смотреть этот фильм. После долгих раздумий была вставлена фраза: «Ребята, давайте жить дружно!», которая из идеологической переросла в девиз фильма.



Цензура:

После показа на худсовете первой серии мультфильм запретили до 1981 года. Тогдашний главный редактор комиссии госпожа Жданова вынесла вердикт: фильм пацифистский, антисоветский, прокитайский и дискредитирующий партию. Объяснения были простыми: почему кот не съел мышей, а предложил им дружбу? Поскольку к тому времени уже была запущена в работу вторая серия — «Леопольд и золотая рыбка», ее разрешили доделать и даже показали по ЦТ. Горы писем от востроженных зрителей и послужили толчком к возобновлению работы над мультсериалом.



Голоса:

«Месть кота Леопольда» целиком озвучивал Андрей Миронов. Его хотели пригласить и на вторую серию, но актер заболел, и все три героя заговорили голосом Геннадия Хазанова. Когда возобновилась работа над фильмом, решили уговорить Александра Калягина, который до этого никогда не озвучивал мультики. Его голос звучит в остальных восьми сериях. На творческом объединении «Экран» Калягина прозвали Леопольд Ильич, потому что после озвучки его сразу же пригласили сыграть роль Ленина.



Премии:

В середине 80-х годов трех авторов «Леопольда» — Анатолия Резникова, Аркадия Хайта и Вячеслава Назарука — выдвинули на Государственную премию. Положенные 15 тысяч они разделили на троих. Но большую часть денег тут же прогуляли в ресторане. Назарук сумел сохранить небольшую сумму, купив чехословацкую люстру из простого стекла и стиральную машину; другие на остатки премии так ничего и не приобрели. На вопрос о положенных привилегиях им было сказано: «А зачем вам это надо? Почет и уважение — этого достаточно».



А вот еще случай был:

Однажды Анатолий Резников и Вячеслав Назарук сидели дома у Аркадия Хайта и работали над очередным сценарием для «Леопольда». Зазвонил телефон. На другом конце провода был композитор мультфильма Борис Савельев. Счастливым голосом он заорал в трубку, что написал мелодию для очередной серии и хочет ее проиграть. Включили громкую связь, и зазвучала музыка. После этого Хайт произнес: «Плохо. Очень плохо». Обиженный Савельев закричал: «Ты что, с ума сошел?! Я же ее кровью писал!». И получил ответ: «А ты чернилами пиши».

Над «Леопольдом» работали еще два художника. Один — Боря Бутаков, которого все звали Бусей. Второй — тоже Боря, но по фамилии Чаня. Первый слыл борцом за правду и защитником обиженных. Второй — маленький лысый человек с оттопыренными ушками и небольшими светло-голубыми глазками. Если Чаня молчал, над ним все равно смеялись. И вот однажды приходит Буся на работу с синяком под глазом. Злющий садится за свой стол и, что-то бубня, начинает с остервенением рисовать. Открывается дверь, на пороге появляется Чаня. Увидев синяк, он всплескивает руками и тихо произносит: «Ой, ручная работа». Рабочий день был сорван.

Как-то зашедший на студию человек чуть не вызвал психушку, увидев двух мужчин в возрасте, которые катались по полу, дрались, а потом стали корчить рожи перед зеркалом. Потом выяснилось, что таким образом мультипликаторы прорабатывают каждую сценку фильма, чтобы понять поведение героев и точно передать их движения на картинке.


Особое мнение

Анатолий РЕЗНИКОВ

режиссер-постановщик мультфильма «Приключения кота Леопольда»:

—"Леопольд" ни в коей мере не похож на «Тома и Джерри». Да, и у нас, и у них есть кот и мыши. Ну и что? Вы сможете вспомнить хоть одного героя, который не игрался в мультипликации? Таких персонажей практически нет. Были все: еноты, коровы, цыплята, мыши… Когда мы начинали делать «Леопольда», конечно, уже видели «Тома и Джерри». Но мы шли по своему пути. Мало того, сын одного из создателей «Тома» приезжал в начале девяностых в Россию и хотел купить наш мультфильм, но не получилось. Кот и мыши — это же русские герои, которые присутствуют во многих наших сказках. А все приключения «Леопольда» мы подглядывали в реальной жизни, и никогда — в чужих работах.



Вячеслав НАЗАРУК

художник-постановщик мультфильма «Приключения кота Леопольда»:

— Я могу сказать, что наши «Приключения Леопольда» похожи на «Тома и Джерри». Знаете чем? Пластикой, классическим рисунком, мягкими, без колючести движениями. Когда я по приглашению Диснея прилетел в США, уже в аэропорту увидел пестрящие заголовки газет: «Микки Маус, берегись, — едет Леопольд». Наш фильм признали на Западе и не считали какой-то подделкой. И в нашем «Леопольде», и в их «Томе и Джерри» основа сюжета — догонялки. Но это же мультипликационный прием. Чтобы было весело, кто-то за кем-то должен бежать, потом падать, попадать в нелепые ситуации. Точно так же делал Чаплин. Это немое кино и это же язык мультипликации. Но наш мультфильм отличается от «Тома и Джерри» наличием идеи. Когда студия Диснея была на грани разорения, они стали делать маленькие новеллки, которые можно было смотреть в блоке или по отдельности: увидеть движение, немножко хохотнуть, и все. А у нас в фильме заложена идея, добродетель, к которой мы придем в конце истории.