Архив

СЕРИАЛЫ

До осени этого года слово «бригада» имело два значения: войсковая тактическая единица и коллектив рабочих, совместно выполняющий единое производственное задание. Теперь «Бригада» — это еще и самый популярный в России сериал.

30 декабря 2002 03:00
2325
0

прорыв: КРИМИНАЛЬНЫЙ КВАРТЕТ
«БРИГАДА»

До осени этого года слово «бригада» имело два значения: войсковая тактическая единица и коллектив рабочих, совместно выполняющий единое производственное задание. Теперь «Бригада» — это еще и самый популярный в России сериал.

Такого у нас еще не было: четверть населения страны, включая стариков и детей, пристально следила за сериалом про жизнь бандитов, а потом на кухне за рюмкой чая до ночи спорила о том, надо ли было вообще такой сериал снимать. (Факт логически никак не связанный, но любопытный: одна умная передача, посвятившая «Бригаде» один из своих выпусков, подсчитала, что в нашей стране за последние десятилетия в тюрьме побывал каждый четвертый — т. е. 25% взрослого населения.) Этим же вопросом «зачем нам сериал про бандитов?» занялись и многие известные телеведущие различных ток-шоу и публицистических программ. За всю кино-«бригаду» отдувался режиссер и соавтор сценария Алексей Сидоров, который передаче на десятой перестал ориентироваться в пространстве, забывая с кем, когда и где он разговаривал. Не забывал только о чем, потому что всех без исключения ведущих интересовала одна-единственная проблема — романтизация образа бандита. Сидорова хвалили, ругали, восторгались и проклинали, но истину так и не нашли. Хотя поднятый бум вокруг героизации преступности яйца выеденного не стоит. Если уж ты внимательно смотрел сериал и у тебя в голове есть хотя бы две извилины, которые не ленятся думать, то до всего дотумкать можно самому, без помощи и наставлений говорящих голов в телевизоре, которые порой выдают такие сложноподчиненные предложения, что сами забывают начало своей фразы.

А вот вопрос, как молодому режиссеру со скромным для такого фильма бюджетом, половиной неизвестных актеров (которые благодаря «Бригаде» стали практически всеобщими любимцами) удалось снять сериал, о котором не слышали разве что жители глухой сибирской деревни и который на голову выше всего того, что у нас до этого производилось, в голову никому не пришел. Со всем уважением к мэтрам отечественного кинематографа стоит сказать, что ТАК еще никто не снимал. И добавить: и неизвестно, когда снимет. Причем с этим согласны сами мэтры.

Сериал настолько всколыхнул общественность, что телеканал «Россия» рискнул повторить сериал сразу же после его окончания. Случай беспрецедентный: 17 октября в четверг была показана последняя серия, а через день — в субботу — «Бригада» началась заново. И на этом сюрпризы не закончились. Из-за зрителей, до хрипоты обсуждавших конец фильма, продюсеры решили в повторный показ вставить некоторые объясняющие сцены. Хочется надеяться, что заявление режиссера и продюсеров, что «Бригады−2» не будет, сбудется. Потому что ясно, что на этой волне популярности так и подмывает снять продолжение, но это уже будет обыкновенной спекуляцией.

Само собой вскоре разговоры вокруг «Бригады» поутихнут. На экраны выйдут другие, не менее качественные сериалы. Но то, что «Бригада» стала новой точкой отсчета на сериальном рынке нашей страны и едва ли не главным телесобытием года, это точно.




разочарование: НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ
«ДЕНЬГИ»

"Эквивалент любому событию — деньги. Если мы говорим про успех радио, ТВ, прессы, то его определяет рейтинг или уровень продаж. Деньги являются сейчас властью на самом деле". Это слова Ивана Дыховичного — режиссера сериала «Деньги», рядом с которым слова «успех», «рейтинг», «власть» и рядом не стояли.

С закрытием канала ТВ−6 накрылось шоу «За стеклом−2». Как только Киселев со товарищи вернул себе заветную кнопку, правда, под новым названием ТВС, застекольщики вновь появились в эфире. «За стеклом−3. Теперь ты в армии» оказалось еще хуже своего предшественника. Но не может же канал совсем отказаться от реальных шоу, потому что: а) стал пионером реал-ТВ в нашей стране; б) настоящая жизнь без купюр под прицелом телекамер — это нынче в моде; и в) надо же возвращенцам как-то рейтинг себе поднимать, потому что после полюбившегося всем «НТВ+спорт» ТВС попал в опалу. Тогда-то и появился новаторский сериал «Деньги».

В чем его новаторство? Прежде всего в том, что съемки проходили день в день, и то, что отснято днем, зрители видели уже в тот же вечер. История взаимоотношений героев прерывалась выпусками новостей того же дня, они читали газеты того же дня, страдали от жары, обсуждали подорожавший бензин и ели первый урожай арбузов. Зрителю предлагалось не просто за всем этим наблюдать, но и лично участвовать в процессе. То есть если какой-то герой совсем достает или, наоборот, вызывает сочуствие до слез, пишите письма и рассказывайте, что с ним делать. И коли понравится идея редактору, сюжет будет включен в сериал. А вы еще и денег на этом заработаете.

Идея сериала была бесподобна в прямом и переносном смысле. В прямом, потому что в мире такого рода шоу еще не было. А это, согласитесь, что-то да значит, особенно в рамках нашего ТВ, где все передачи либо куплены за рубежом, либо просто слизаны с заграничных аналогов. В переносном — потому что и правда могла сработать. Но не сработала. Вроде все актуально: деньги, FM-радиостанция, олигархи, бандиты, голубоватые ди-джеи и томные девицы из рекламного агентства. А также коктейль из модных персонажей московской тусовки: Михаил Козырев и Ксения Стриж, Сергей Шнуров и Евгений Гришковец, Владимир Жириновский и Валерия Новодворская, не говоря уже о Псое Короленко. Но никто не смог решить «денежный» вопрос. Почему? А вы представьте, можно заставить Владимира Вольфовича, у которого на третьем предложении его пламенной речи случается поток сознания, говорить что-то по заранее написанному сценарию? Проблемы Дыховичного начались с того, что он просил своих приглашенных звезд ИГРАТЬ самих себя, а не БЫТЬ самими собой.

Про сюжет этого сериала и говорить-то не хочется, потому что застопорился он крайне скоро. Уже через неделю этого шоу стало понятно, что его героям никогда в жизни не раскрутить эту несчастную радиостанцию, что олигарх зря вложил туда свои деньги, что рекламное агентство печется только о себе и своих ногтях, раз красит их с утра до вечера, и что пенсионерам, которые тоже хотят работать, самое место дома с внуками нянчиться, а зрителям — в спальне, потому что нечего на ночь глядя такое смотреть. Еще кошмары приснятся.