Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Миссия в Москве

27 сентября 2004 04:00
577
0

Комитет государственной безопасности долгое время внушал если не ужас, то как минимум опасение. Что происходило за стенами здания на Лубянке, многим не известно до сих пор. Как, впрочем, и то, что творилось в Кремле. Всю правду о современной действительности мы, наверное, узнаем чуть позже. А пока есть возможность разобраться в истории. Новый восьмисерийный телефильм «Красная площадь» рассказывает о событиях 22-летней давности.

Комитет государственной безопасности долгое время внушал если не ужас, то как минимум опасение.

Что происходило за стенами здания на Лубянке, многим не известно до сих пор. Как, впрочем, и то, что творилось в Кремле. Всю правду о современной действительности мы, наверное, узнаем чуть позже. А пока есть возможность разобраться в истории. Новый восьмисерийный телефильм «Красная площадь» рассказывает о событиях 22-летней давности.



ТИТРЫ

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Россия, 2004

Производство: «Президент-фильм»

Режиссер: Рауф Кубаев

«Россия», понедельник—четверг, 20.55



В январе 1982 года неожиданно скончался заместитель председателя КГБ СССР Семен Цвигун. Согласно официальным данным, причиной смерти второго человека советской госбезопасности явилась тяжелая болезнь. Однако вскоре по стране и по всему миру разошлась информация, что Цвигун покончил собой. А еще некоторое время спустя — в 1983 году — увидела свет книга Эдуарда Тополя «Красная площадь», в которой была изложена совсем другая версия смерти зампреда КГБ: Цвигун (по книге Вигун) якобы был убит сотрудниками госбезопасности, когда те пытались найти в его служебной квартире секретные документы, которые приказал изъять у своего заместителя председатель комитета Андропов. И хотя эта версия была изложена в художественной форме, она приоткрывала тайны и раскрывала глаза на подковерные игры, которые велись за высокой кремлевской стеной. И показывала, что случается с простыми людьми — в данном случае следователем прокуратуры Шамраевым (Андрей Соколов), которому поручено вести расследование гибели Вигуна, — попавшими между двух жерновов власти: Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и председателем КГБ Юрием Андроповым.

Экранизировать книгу Эдуарда Тополя хотели еще в середине 80-х годов, но, разумеется, не в нашей стране, а в США. Американцы уже даже начали переговоры о покупке сценария, но из-за постоянно меняющихся отношений между Союзом и Штатами эта работа так и не состоялась. И лишь двадцать лет спустя сериал появился на экранах в нашей стране. Автором сценария выступил сам писатель, поэтому фильм мало отличается от книги. Более того, Эдуард Тополь специально приехал в Москву, чтобы наблюдать за съемками, и его мнением очень дорожили.

В основе этой версии лежит конкретное время года: пять дней конца января — начала февраля. Поэтому весь сериал пришлось снимать зимой, а это самое нелюбимое время года у киношников. Зато создатели сериала сполна получили то, что хотели. Чудом и уговорами удалось снять Красную площадь, которую специально перекрывали для съемочной группы. А также добиться разрешения проводить съемку в Кремле (правда, снимали не совсем тот кабинет, в котором когда-то сидел Брежнев), на Лубянке, в прокуратуре и даже в Бутырской тюрьме. В общем, в сериале не было ни одной декорации: все настоящее.

Зато куда сложнее оказалось снимать на улицах современной Москвы 80-е годы. Во-первых, из-за обилия рекламных плакатов и растяжек, а во-вторых, из-за количества иномарок и пробок на дорогах. Рекламу приходилось убирать, иногда даже деньги платить, чтобы ее сняли на время. А улицы перекрывать (один раз даже заблокировали часть Ленинградского проспекта, едва не парализовав движение в центре Москвы) и «заселять» старыми отечественными трамваями, троллейбусами и машинами: только «Волг» у съемочной группы было больше 20 штук.

Ближайшее ретро — 80-е, 70-е, 60-е годы — вообще снимать сложнее, чем начало двадцатого века и тем более предыдущих эпох: про них мы имеем представление только из фильмов, книг и картин, а недавно прошедшие десятилетия помним, поэтому любая неточность сразу бросается в глаза. Чтобы сериал не выглядел фальшивым, редактор картины провел очень много времени в Красногорском архиве кинофотодокументов, перебирая километры пленок, начиная от самых простых теленовостей и заканчивая кремлевской хроникой. Помимо этого у сериала была толпа консультантов: историки, политологи, представители различных органов, в том числе и бывшие работники КГБ.

Сам Тополь в свое время написал: «Все персонажи этой книги, а также все описанные здесь события являются чистым вымыслом авторов, а если какие-то события совершенно случайно совпадают с советской действительностью, то тем хуже для этой действительности». Так что верить этой версии или нет, решать зрителям.