Дом с золотым фундаментом

Трехэтажный «терем» на углу Рождественки и Кузнецкого Моста был построен в 1889—1892 гг. архитектором А. Каминским по заказу купцов Третьяковых — основателя знаменитой картинной галереи Павла Михайловича и его брата Сергея Михайловича. По их просьбе зодчий придумал уникальную конструкцию, оборудовав в подвале «подводный сейф».

Французский шик

На протяжении нескольких десятилетий Александр Степанович Каминский был фактически домашним зодчим купеческого рода Третьяковых (ведь он был женат на сестре основателя Третьяковки). Так что, когда Павел и Сергей Михайловичи задумали построить торговый дом на вновь приобретенном участке земли, у них не возникло сомнений, кому доверить проектирование.

С арендаторами помещений тоже все было ясно. Строящийся объект приглянулся руководству международного банка «Лионский кредит», который как раз собирался открывать свой новый филиал в Белокаменной. И именно на Кузнецком Мосту, поскольку на этой «улице мод» к тому времени уже вовсю торговали 18 французских магазинов; и их хозяевам, конечно же, очень удобно было пользоваться услугами «родного» банковского учреждения. Кроме того, здесь же решила открыть салон известная антикварная фирма Дациаро.

Наличие таких «жильцов» ставило владельцев здания перед серьезной проблемой: как обезопасить банковские и антикварные ценности от воров? И тогда их «домашний архитектор» предложил необычный проект: нужно оборудовать в подвале помещение, доступ к которому при необходимости будет надежно блокировать вода — этакий «сейф-аквариум»! Третьяковым идея понравилась. Посреди подвала смонтировали герметично закрывающуюся большую металлическую камеру для хранения драгоценностей и денег. Каждый вечер через специальную систему труб весь подвал затапливался водой из речки Неглинки, протекающей по соседству, а в начале следующего рабочего дня его осушали при помощи насосов. Поскольку среди воров-«медвежатников» ни одного аквалангиста не было, то преодолеть такую водяную защиту для них оказалось невозможно.

Помимо банка и художественного салона часть помещений на первом этаже дома Третьяковых занимал магазин хорошо знакомой тогда москвичам фирмы «Энфильд», предлагавшей самые разные «технические приспособления из металла» — от пишущих машинок до кроватей. На втором и третьем этажах здания располагались конторы, а также было устроено несколько квартир.

Хозяева не поскупились на отделку интерьеров. Лепнина на потолках парадных помещений была украшена натуральной позолотой. По эскизам самого Каминского в двусветном вестибюле полы отделаны мозаикой из мелких кусочков разноцветного мрамора. На второй этаж ведет широкая лестница с узорчатыми металлическими балясинами, детали которой отлили на московском заводе братьев Бромлей (перила ее сделаны из цельных кусков мрамора!). Огромный — в два этажа высотой — зал антикварного салона украшает нарядный балкон-антресоли, также изготовленный из чугуна. А за фигурными дубовыми дверями, увенчанными циферблатом настенных часов с боем, открывалась анфилада залов, занимаемых банком. Для «Лионского кредита» поработали лионские же ткачи — в соответствии с задумкой Каминского, прославленным на весь мир мастерам из Лиона заказали изготовление роскошных гобеленов, украшенных золотым рисунком.


Судный день

Революционные перемены в России освободили дом Третьяковых от всех прежних постояльцев. Вместо банка, салона, магазина сюда вселился сперва наркомат юстиции, а потом вместо него — подразделения Генеральной прокуратуры. Видимо, «слугам советского закона» великолепие интерьеров показалось «буржуазными излишествами», и потому с ними стали решительно бороться. Взамен мраморных мозаик на полы налепили 6-сантиметровый слой бетона, вместо драгоценных гобеленов стены «украсили» простеньким, «казенным» покрытием, более соответствующим духу советского учреждения. За ненадобностью нарушили и уникальную сейфовую конструкцию, затопляемую водой, от нее практически ничего не осталось.

Уже в новейшие времена дом Третьяковых испытал нашествие предпринимателей. Сперва в освобожденные прокурорскими помещения въехала парикмахерская, потом в здании открылся ресторан, а подвалы под ним переоборудовали под бассейн и сауну. Можно только ужасаться, представляя, как такое соседство влияло на конструкции здания и уцелевшие еще фрагменты его старой отделки. Лишь несколько лет назад у «терема» появились хозяева, которые не пожалели средств на возрождение былой красоты.


Возвращение титана

— Возрождение дома Третьяковых началось в 2007 г., — рассказывает автор проекта реставрации архитектор Александр Студеникин. — До нашего прихода сюда здание почти 4 года простояло пустым — с отключенным отоплением, с прохудившейся крышей, с разрушенными чердачными конструкциями… Вот эта чугунная опора, поддерживающая антресоли в зале бывшего салона Дациаро, наклонилась, грозя вот-вот упасть (и вызвать тем самым обрушение всего балкона!), поскольку в подвале под ней кто-то из прежних арендаторов разобрал подпорную стенку. Работу на этом объекте я считаю, пожалуй, самой сложной за свою долгую реставрационную практику. Но в итоге удалось сделать все как следует. Хотя это потребовало, конечно, очень больших расходов.

Александр Студеникин.

Мы полностью восстановили в авторском виде медную крышу дома, а она ведь фигурная, с гребешками! Стали как новенькие фасады «терема», спроектированные Каминским. И все-таки больше всего труда потребовала реставрация интерьеров. Пришлось сбивать слой бетона в вестибюле. Под ним открылись кое-где случайно сохранившиеся фрагменты прежнего мозаичного пола. Благодаря этим фрагментам наши специалисты смогли реконструировать весь рисунок, подобрать мрамор соответствующих цветов…

Очень непросто было, по словам Александра Студеникина, решить проблему с гобеленами. По найденным под позднейшими «совковыми» обоями отдельным сохранившимся лоскуткам было заказано во Франции изготовление точной копии прежних покрытий стен. Эти гобелены, как и в старину, делали вручную! Пришлось повозиться и со старыми резными дверями (на их матовых стеклах, к слову сказать, даже сохранились старые «банковские» указатели для клиентов!)

Чудом не обрушившийся в бывшем салоне Дациаро чугунный балкон-антресоли был разобран на части, на каждой из них — по 20−25 слоев краски (в советское время «марафет» перед праздниками регулярно наводили). Все это очищали, ремонтировали, делали покрытие нужного цвета в соответствии с проектом самого Каминского… А в центре зала повесили отреставрированную большую люстру, изготовленную в конце XIX в., как полагают специалисты, по эскизам художника Бенуа.

Руководитель проекта реставрации упомянул, что прежний вид удалось пока вернуть не всем парадным помещениям. Работы можно продолжить, но все упирается в финансы. Хочется верить, что нынешние хозяева чудо-«терема» братьев Третьяковых смогут найти возможность полностью завершить его восстановление.

А кто въедет в уже отреставрированные роскошные помещения? Как выяснил корреспондент «РД», планируется сдавать их в аренду под конторы, офисные помещения. Но пользователи должны быть надежные, чтобы ни в коем случае не навредили эксклюзивным интерьерам. Поэтому в Москомнаследии, под присмотром которого находится старинное здание, заверили, что департамент будет очень тщательно отбирать кандидатуры арендаторов, желающих «прописаться» в доме, построенном знаменитыми московскими купцами- «галерейщиками» Третьяковыми.

Популярные статьи