Портрет Александры Федоровны. Фото: ГАРФ.

Кто узаконил покрой «русского платья»?

Императрица Александра Федоровна всегда выглядела безупречно, следила за новинками французских мод. Но из-за законодательной инициативы мужа ей пришлось вносить коррективы в свой гардероб.

Царица русская — принцесса индийская
Фридерика Шарлотта Вильгельмина Прусская — императрица Александра Федоровна, жена Николая I


Эта царица не оставила какого-либо заметного следа в общественной жизни России. Зато она была настоящей матерью для своих детей. «Мне очень трудно передать, что дала Мама моему детскому сердцу, — писала ее дочь, Великая Княгиня Ольга Николаевна. — Она была именно Матерью, и описать это невозможно. С ней мы чувствовали себя дома, как в раю».
«Для императрицы фантастический мир, которым окружило ее поклонение всемогущего супруга, мир великолепных дворцов, роскошных садов, веселых вилл, мир зрелищ и феерических балов заполнял весь горизонт, и она не подозревала, что за этим горизонтом, за фантасмагорией бриллиантов и жемчугов, драгоценностей, цветов, шелка, кружев и блестящих безделушек существует реальный мир… Когда она слышала о несчастии, она охотно отдавала свое золото, если только что-нибудь оставалось у ее секретаря после расплаты по громадным счетам модных магазинов…». (Из воспоминаний А. Ф. Тютчевой.)
Как вспоминали современники из высшего общества, на царицыной половине дворца регулярно устраивались «вечерние собрания» для близкого круга. В программе таких вечеров обязательно было музицирование на фортепьяно и чтение вслух, а в остальное время мужчины беседовали, дамы занимались рукоделием, молодежь играла в настольные игры.
По желанию Александры Федоровны для нее была построена дача в Петергофе, получившая название Александрия. Этот уютный коттедж спроектирован в английском стиле и отличается обилием в интерьерах готики, моду на которую в России «спровоцировали» тогда сам император Николай и его супруга (Александра — Вильгельмина Прусская еще с девических лет была влюблена в средневековое искусство с его романтикой рыцарских турниров).

Ванная комната Александры Федоровны. Фото: ГАРФ.

В личных покоях императрицы повсюду лежали альбомы — «писк» романтической моды того времени. Часть этих альбомов государыня заполняла собственными рисунками, в других записывала цитаты из книг. И обязательно — засушенные цветки и листья между страницами!
Затворницей супругу царя не назовешь. Александра Федоровна активно выполняла свою «светскую роль». Императрица всегда выглядела безупречно, следила за новинками французских мод. Впрочем, с некоторых пор ей пришлось вносить определенные коррективы в новинки своего гардероба: 27 февраля 1834 г. император Николай I подписал «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему Двору», законодательно закрепившее покрой и рисунок так называемого «русского платья». (Вот фрагмент из этого документа: «…Штатс-Дамам и Камер-Фрейлинам: Верхнее платье бархатное зеленое, с золотым шитьем по хвосту и борту одинаковым с шитьем парадных мундиров Придворных чинов. Юбка белая из материи, какой кто пожелает, с таким же золотым шитьем вокруг и на переди юбки…» К «Описанию…» прилагались листы с Высочайше утвержденными рисунками парадных нарядов.)

Придворный костюм в русском стиле. Длина шлейфа - более 4 метров. Фото: ГАРФ.

На ее родине в Пруссии в честь русской императрицы неоднократно устраивались грандиозные театрализованные праздники-маскарады. Первый из них прошел в Берлине в 1821 г. по случаю приезда Александры Федоровны с мужем на свадьбу ее сестры принцессы Александрины Прусской. За основу всего действа по предложению самой «виновницы торжества» взяли тогда поэму Томаса Мура «Лалла Рук». Постановку осуществил придворный композитор прусского короля Гаспаре Спонтини. Главную роль прекрасной индийской принцессы Лаллы Рук, совершившей путешествие в Кашмир для встречи с женихом, исполняла сама Александра Федоровна. А роль жениха Лаллы принца Амириса сыграл будущий император Николай Павлович.

Популярные статьи