Ф.С. Рокотов. Портрет Екатерины II. Фото: www.art-catalog.ru/index.php.

Екатерина Великая — кутюрье на троне

В выставочном зале Федеральных архивов открылась выставка «Русские императрицы: Мода и Стиль». Корреспондент WomanHit узнал подробности из повседневной жизни российских государынь, оказавшие порой весьма серьезное влияние на зигзаги моды.

За многовековую историю Дома Романовых на российском троне побывало десять императриц, из которых лишь две были уроженками России, остальные же приехали сюда с Запада, став женами российских императоров.
Эти иностранки вошли в отечественную историю с русским именем-отчеством, но у каждой из было первоначально совсем иное «фио» — длинная цепочка «импортных» имен и титулов: как известно, за исключением случая с Екатерины Первой, на «должность» российской императрицы брали представительниц малых европейских дворов. И каждая из этих женщин, сменив скромные отеческие апартаменты на великолепие российского Двора, едва ли не самого роскошного в Старом Свете, оказывалась объектом всеобщего внимания. Тем не менее многие моменты, связанные с предпочтениями царских жен по части домашней обстановки, проведения досуга и даже одежды остались мало известными.
В связи с отмечаемым 400-летием династии Романовых такой исторический пробел решено восполнить. В выставочном зале Федеральных архивов открылась выставка «Русские императрицы: Мода и Стиль». С помощью специалистов, готовивших экспозицию, корреспонденту WomanHit удалось узнать некоторые подробности из повседневной жизни российских государынь, оказывавших порой весьма серьезное влияние в том числе и на «зигзаги» моды.
В течение ближайшей недели наш сайт опубликует «исторические портреты в домашнем и дворцовом интерьере» семи женщин, которые сменяли друг друга на царском троне, начиная с 60-х годов XVIII века.


Кутюрье на троне
София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская — императрица Екатерина Великая


Могущественная правительница России вполне могла позволить себе не следовать за капризами европейской моды. По части личного гардероба Екатерина — полная противоположность своей предшественнице, императрице Елизавете Петровне: воспитанная в духе немецкой бережливости урожденная принцесса Анхальт-Цербстская была не просто скромна, но даже экономна. Как свидетельствовали очевидцы, наряд императрицы, в котором она вплоть до полудня «работала на государственной службе», принимала доклады, состоял из «простого чепца, белого атласного или гродетурового капота». Государыня пыталась и среди подданных своих утвердить практичное и экономное отношение к нарядам, именно это стало поводом к появлению нескольких правительственных постановлений, рекомендовавших дамам соблюдать «более простоту и умеренность в образе одежды». В 1782 г. был подписан Высочайший Указ «о дозволении дворянству обоего пола носить платья таких цветов, которые каждой губернии присвоены» (к этому времени за губерниями были закреплены определенные цвета — в соответствии с цветом губернского герба).
«Ея Императорское Величество Высочайше повелеть мне соизволила написать ко всем Гг. Генерал-Губернаторам и правящим ту должность, что как с ведома Всемилостивейшей Государыни присвоены для каждой Губернии одинаковые цвета для платья, то и дозволяется носить таких цветов платья не только при должностях находящимся, но и всему дворянству той Губернии обоего пола, с тем, что могут они в таковом одинаковом платье иметь приезд и в столицах во все публичные места и ко Двору Ея Величества. Всемилостивейшая Государыня предполагать изволит, что сие Высочайшее дозволение толь приятнее всем будет, поколику служит оно к сбережению собственного их достатка на лучшее и полезнейшее и к отвращению разорительной роскоши». (Из предписания генерального прокурора Сената князя А. А. Вяземского 24 октября 1782 г.)
«С подачи» царицы регламентировались даже отделка и ткань для платьев дворянок: наряды попроще полагалось шить из шелка или сукна, произведенного на российских мануфактурах, а парадные платья следовало заказывать из московской золотой или серебряной парчи, при том отделывать такие наряды дозволялось кружевами шириной не более двух вершков (9 см).
В обычаях того времени было, чтобы государыня лично давала указания относительно стиля одежды, в которой надлежало быть придворным дамам на очередном приеме. Одна из собственноручных царских записок относится к июню — августу 1777 г., когда в Петербург приехал король Швеции Густав III: «По случаю бытности короля Шведскаго здесь скажите дамам и фрелинам, что мне угодно будет, когда оне званы будут при дворе или ингде с ним вместе, чтоб не надевали шемизы, фуро или иные дезабилье, окроме греческого платья, тоже скажите графине Шуваловы, генералше Ливен и генералше Реп.» (сохранены авторские орфография и пунктуация — авт.)
Ее Величество в числе прочих талантов отметилась и как разработчик новых фасонов. Для своего маленького внука Александра она «сочинила» очень удобный «кафтанец», рисунок которого поместила в письме барону Гримму 24 мая 1781 г.: «Шведский король и принц Прусский просили у меня и получили на обращик платье, в каком Александр ходил с шестимесячного возраста своей жизни. Тут нечего завязывать и ребенок почти не замечает, что одевают его. Ему за один раз всовывают руки и ноги в эту одежду, и все готово. Тут выразилась моя гениальность, и оттого мне захотелось, чтоб вы о том знали».

Экспонат выставки - парадный костюм Екатерины II.

Еще одним заметным отличием нарядов, появлявшихся благодаря самодержице-«кутюрье», стали заметные элементы русской национальной одежды, соединенные с классикой эталонной французской моды. Один из таких образцов, сохранившийся до нашего времени — парадный костюм Екатерины II, который представляет собой женский вариант формы лейб-гвардии Конного полка. В этом мундирном костюме распашное платье на фижмах сочетается с традиционным именно для русских женщин покроем юбки-сарафана, отделанной по центру широким галуном.

Выставка продлится до 13 июня. Время работы — с 12.00 до 18.00. Выходные дни — понедельник, вторник. Адрес: г. Москва, ул. Большая Пироговская, 17.

Популярные статьи