Не рядовая школа
Главный приз победителя всероссийского конкурса «Учитель года−2010» директору московской школы № 1060 Михаилу Случу вручил лично премьер-министр России Владимир Путин.
Причем, чтобы сделать это, он сам приехал в школу, да еще в сопровождении министра образования и науки Андрея Фурсенко, мэра Москвы Сергея Собянина и только что назначенного главы столичного Департамента образования Исаака Калины.
Осмотрев школу, высокие гости остались в восторге: «С точки зрения материальной составляющей это — рядовая школа, — оценил увиденное премьер-министр. — Но по наполнению — совсем не рядовая, с такой любовью и душой, так талантливо здесь все сделано! Вы, безусловно, заслуживаете «Хрустального пеликана», — поздравил он директора.
Школа−1060 и в самом деле не рядовая. Замышлялась она для обучения детей по Вальдорфской системе и с самого начала работала по авторским образовательным программам. Их суть — индивидуальное развитие каждого ребенка, приобщение его к миру прекрасного и ставка на междисциплинарные проекты с тесной увязкой содержания уроков по разным предметам друг с другом.
Работает эта система обучения так, разъяснила «РД» на конкретном примере учитель школы−1060 первого призыва, а сейчас консультант-методист и научный сотрудник Института развития образования Марина Пинская: «Каждый год в школе есть какой-то театральный проект. Причем театр обязательно связан со всеми школьными предметами — историей, литературой, иностранными языками. Например, в этом году в 6-м классе ставится „Король Артур“. На уроках рукоделия ребята сами сшили исторические костюмы средневековой эпохи; на уроках музыки они играют и поют средневековые музыкальные произведения, а на уроках истории проходят историческую канву эпохи. И всё благодаря этой взаимосвязи усваивается гораздо легче. При этом, скажем, на флейте играют не только на уроках музыки, но и на других предметах — для отдыха и для развития дыхания».
Что можно сделать из руин
Необыкновенная школа открылась в 1992 году — группа энтузиастов во главе с первым директором, ныне покойным Анатолием Пинским добилась разрешения отреставрировать под нее руины заброшенной к тому времени вечерней школы. Будущие учителя всё делали сами — были строителями, разнорабочими, прорабами, носились по строительным лесам и делали замесы. Затем настала очередь родителей: те также многое сделали своими руками — собирали купленные за свои деньги шкафы и шведские стенки, расписали стены в классах — уж больно, по их словам, хотелось «найти ответ на вопрос, можно ли сделать хорошую школу не элитарной школой для супербогатых людей, а для всех — для детей из семей с разными возможностями».
В том, что такое «хорошая школа», сомнений не было с самого начала. Решили, что это, во-первых, школа, где готовят образованных людей,
Должно быть, по той же причине в младшей школе здесь нет отметок, хотя оценки, как работает тот или иной ребенок, есть. «У малышей сейчас очень большие нагрузки, — понимают педагоги. — Поэтому главный вопрос — не готовы ли дети к школе, а готова ли школа принять детей». Эта школа явно готова: недаром в 1-м классе здесь в этом году 37 человек — взяли бы и больше, но открыть второй 1-й класс не позволяют размеры здания (всего в школе учатся 465 человек — больше не помещается). И это несмотря на колоссальный объем знаний, который с самого начала дают детям.
Где растут булки
С 1-го класса в школе два обязательных иностранных языка — английский и немецкий. Причем на продвинутом уровне: «К выходу из школы все должны свободно владеть активными, живыми языками, — рассказала Марина Пинская. — А потому помимо ежедневных занятий 2—3 недели в год — обязательная языковая практика в странах изучаемого языка.
Чтобы минимизировать затраты, в школе учатся дети обыкновенных родителей, а не богачей, много ребят из многодетных семей — наши дети живут в семьях, так, кстати, и язык учить легче".
При этом из воспитанников школы растят не белоручек, оторванных от жизни, а людей с реальными, земными навыками. «Вторая основная позиция школы, — говорят здесь, — чтобы ребенок, пока он у нас, всему научился». Отсюда уроки труда — с 1-го по 11-й класс в школьной столярно-слесарной мастерской, причем как для мальчиков, так и для девочек: с 1-го класса — по дереву, потом — по металлу. В старших классах — индивидуальные проекты: например, своими руками полностью сделать кресло или вешалку. (У девочек еще и традиционное домоводство — помните самодельные исторические костюмы?) А, скажем, семиклассники делают деревянные лиры-кантеле, которые потом зазвучат на уроке истории, где ребята проходят науку, культуру и историю данного периода.
В школьном дворе имеется даже разборная кузница — в ней третьеклассники куют серпы. Это — отдельная песня. По программе 3-го класса в школе в рамках природоведения идет сельскохозяйственный проект. Это — выезд летом в деревню, где берут лошадь и плуг, а потом сами пашут, сеют, собирают и обмолачивают урожай, а затем пекут хлеб, «чтобы не думали, что булки растут на деревьях», — объясняют в школе. Впрочем, летний выезд третьеклассников на пленэр не сплошь архаика с сивками-бурками: одновременно в ближайших хозяйствах договариваются и с трактористами, так что ребята приобщаются и к современной технике.
Третья позиция школы: дети должны понимать, как устроен современный мир: как работает аппаратура и приборы, почему из кранов течет вода. Поэтому если в младших классах делается упор на школу мастерства, то в старших — на школу-лабораторию. И тоже — наглядную и доступную пониманию любого ребенка. В коридора× 3-го этажа, например, установлены конструкции, иллюстрирующие законы физики. А заодно — и способы их использования в реальной жизни. Например, ступенчатый мини-водопад, который показывает, как можно очищать воду без химии.
Плоды индивидуального обучения
Сейчас модно говорить об индивидуализации образования — в проекте нового образовательного стандарта этому сюжету уделено немало места. Между тем в школе № 1060 на него ориентировались с момента открытия. А потому дополнительное образование здесь фактически не дополнительное, а часть обязательного: музыка, живопись, технологии.
Причем сплошь и рядом — в сочетании: к примеру, старшеклассники создают собственные мультфильмы о пользе знания правил дорожного движения — их рабочие столы установлены прямо в коридорах.
А чтобы рабочий план вместил все эти горы информации, а учебные нагрузки при этом не стали запредельными, школа работает по модульной системе, принципиально отличающейся от традиционной урочной. Собственно, уроки-то есть и здесь. Но совершенно непривычные.
Первые длятся по 1 час. 45 мин. Это — предметы, которые проходят в том или ином классе в любой школе. А вот начиная со 2-го урока работает модульная система — а именно погружение в один какой-то определенный предмет. Его обязательно проходят каждый день в течение 4 недель. Затем точно так же погружаются в следующий предмет, в то время как на все прочие остается по 1—2 урока в неделю.
Но дело даже не в этом. Дети, как мечталось вначале отцам-основателям, и в самом деле вырастают разносторонне развитыми людьми: по данным многолетних наблюдений, треть поступают в технические вузы, треть — в гуманитарные и треть — в художественные.